Год назад модный дом Dolce & Gabbana представил коллекцию женской одежды осень-зима 2013/14. Коллекция, что называется, засветилась. Засветилась именно потому, что на платьях (туфлях, клатчах и пр.) красовались великолепные византийские иконографические изображения. Представьте – иконка на каблуке!
Я тогда подумал: «Ну всё – сейчас православные порвут интернет». Не тут-то было! На одном из популярнейших православных сайтов отзывы экспертов, в том числе и священнослужителей, были вполне одобрительными. Они, конечно, признавали, что изображать Бога на каблуках – это, в общем-то, перебор, но в целом коллекция очень хороша, говорили они.
Ещё через какое-то время пришла новость, что в некоторых супермаркетах появился «святой рис»: на упаковке этого продукта красовалась цитата из Евангелия: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Что общего у этой цитаты с рисом – до сих пор понять не могу.
Но суть не в этом. Эксперты (теперь уже не по искусству, а по торговле) тут же отметили, что появление цитаты на упаковке – хороший маркетинговый ход. Короче говоря, рис стал лучше продаваться. Потому что вера – это что-то такое хорошее, тёплое, вот люди и берут. И других продуктов с религиозной символикой появилось, кажется, немало (например, кагор, к бутылке которого прилагается деревянный крест).
Не удивлюсь, если что-нибудь ещё в этом роде обнаружится. И ведь самое интересное – все эти «новинки», по-видимому, не наше изобретение. На Западе уже давно, а в последнее время и у нас популярной стала одежда с надписями типа: «Я люблю Христа». Идёт такой человек по городу, и все видят по его футболке, что вот этот человек любит Христа. Чем не проповедь? Хотя вера во Христа – нечто, на мой взгляд, интимное, кричать об этом, объявлять всем негоже.
Вот если бы такой современный православный активист в футболке с надписью «Я люблю Христа» вышел на улицу Рима, скажем, при императоре Декии или Марке Аврелии – вот это была бы проповедь! А выйти на улицу Москвы, где маргиналами выглядят как раз обычные люди, – это как-то… безобидно. Просто вливаешься в карнавальную культуру современного города. «Ты кто? Православный? А я эмо. А это вот панк. А это – толкиенист. Мы тебя сразу заметили, ты почти такой же, как мы…»
И камнями не побьют. Просто посчитают представителем очередной субкультуры.
Да, Христос становится популярным, модным. Мы готовы принять Его на одежде, упаковке риса. Мы готовы прочитать о Нём в книгах. Мы готовы постоять в церкви и помолиться Ему, чувствуя тепло в груди. Мы любим Христа, того палестинского проповедника, который жил 2000 лет назад, насыщал голодных, исцелял больных, воскрешал умерших. Мы любим рассуждать о Его милосердии, но нам ненавистны нищие. Мы любим думать о Его страданиях, но нам противны калеки. Мы любим говорить о Его любви, но с трудом уживаемся с ближними.
Разве плохо ходить в религиозной футболке? Да, кощунства тут вроде нет. Ну а если потом нам предложат «священную» еду, полотенца, нижнее бельё, туалетную бумагу? Неужто наш быт станет от этого священным? А мы – духовно просветлёнными?
Николай ДЕГТЕРЁВ, пос. ШЕКСНА, ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛ.