ИСКУССТВО
Брестский мастер художник-эмальер Николай КУЗЬМИЧ работает над воссозданием раки преподобной Евфросинии Полоцкой. Полностью все работы планируется завершить к 5 июня этого года – Дню памяти преподобной. К этому моменту также должны закончиться реставрационные работы монастырского комплекса Полоцкой обители, в стенах которого в воссозданной гробнице упокоятся мощи преподобной.
Николай Кузьмич уже вписал своё имя в историю, когда восстановил одну из национальных святынь Беларуси – Крест Евфросинии Полоцкой, хранящийся сегодня в Спасо-Евфросиниевской церкви Полоцкого женского монастыря. Через несколько лет Николай Петрович создал ставротеку – хранилище для этого креста. Православная церковь высоко оценила работу художника. Он был награждён орденами Святого Владимира и преподобной Евфросинии Полоцкой, медалью Князя Константина Острожского, а библиографический центр Кембриджского университета в Великобритании присвоил ему звание «Человек столетия». Сегодня Н. Кузьмич занимается общественной деятельностью – он возглавляет Брестское областное отделение Белорусского союза художников. А также работает над созданием аналога раки Евфросинии, в которой её мощи, перевезённые из Киево-Печерской лавры в Полоцк, хранились до 1921 года.
Новая рака является точной копией той, которая стояла в Полоцком монастыре в начале прошлого века. Внешнюю сторону гробницы украшают барельефы, отображающие перенесение мощей преподобной из Иерусалима в Киев и закладку Свято-Преображенского храма. Виноградная лоза и узор орнамента из цветной эмали окантовывают раку по периметру, где написаны слова: «Ублажаем тя, преподобная мати наша Евфросиния, чтим святую память твою, наставница монахинь и собеседница ангелов». Верхнюю крышку надгробия, как и в оригинале, знаменует писаный лик преподобной Евфросинии. В связи с выполнением этой работы в истории Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря был исключительный случай, когда художнику дали разрешение на время вывезти из монастыря икону преподобной Евфросинии, чтобы сделать с неё повтор.
Оригинальная рака Евфросинии Полоцкой в виде древнего саркофага, выполненная в византийском стиле ХII в. по проекту художника Павла Зыкова, была изготовлена в 1910 году в Москве на пожертвования верующих ко дню перенесения мощей преподобной из Киево-Печерской лавры в Полоцк. В 1921 году по постановлению Комиссариата юстиции РСФСР рака с мощами была вскрыта и вывезена в ходе компании по изъятию церковных ценностей. Мощи святой некоторое время демонстрировались на атеистической выставке в Москве, затем были отправлены в краеведческий музей Витебска, а в 1943 году возвращены в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, где и покоятся в настоящее время. О судьбе оригинального саркофага не известно по сей день.
К воссозданию раки преподобной Евфросинии Полоцкой Николай Кузьмич приступил в 2003 году. На этот труд мастера благословил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Распоряжением президента Александра Лукашенко было выделено около 30 тысяч долларов для приобретения 120 килограммов серебра для воссоздания гробницы.
Николай Кузьмич – художник исключительного дарования. В 1980-е он активно участвовал во всероссийских и международных симпозиумах и выставках в Минске и Москве. Симпозиумы в Юрмале, Паланге, в испанском городе Ля-Карунья стали для него мощным толчком в совершенствовании эмальерной техники. Работая рядом с известными мастерами, Николай Кузьмич не только приобретал опыт, но и искал собственный художественный язык. Камерному, в привычном понимании, искусству он стремился придать станковый характер. Свои выставочные работы не раз показывал в России и Германии, и всюду их сопровождали восторженные отзывы профессионалов и интерес публики. Друзья, коллеги-художники с интересом наблюдали за поисками, тем более что в Беларуси это ремесло было давно утеряно, школы не существовало.
Совершенствовалось и ювелирное мастерство. Свободное знание техник и технологий позволяло Николаю Кузьмичу относиться к изготовлению ювелирных украшений с достаточной долей вольности, использовать их, подчас, в необычном контексте. Как результат, серию брошей художника закупил Музей декоративно-прикладного искусства России.
Ювелирные работы художника узнаваемы: он имеет свой собственный почерк, стиль, играет на созвучности и диссонансе, на видимой простоте образов и алогичности скрытых подтекстов и пластов понимания. В ювелирных разработках Н. Кузьмича много декоративных акцентов, усиливающих ритмический рисунок всей работы. Названия брошей («Млечный путь», «Ледоход», «Дождь», «Пейзаж») позволяют увидеть в этих украшениях выразительные художественные образы. Основной формообразующий элемент здесь – плавная и рваная линия, контраст цвета, неожиданное соединение различных материалов. Любая вещь, выходящая из мастерской художника, должна быть не только красивой, но и нести шлейф ассоциаций. «Панагия» в исполнении Н. Кузьмича похожа на раскрытый невиданной красоты цветок, «Кактус» напоминает раскинувшего руки и застывшего в немом удивлении человека, а «Васильки» звучат хрустальным звоном летнего цветущего луга.
Но наибольшую известность Николаю Кузьмичу принесла его работа над Крестом Евфросинии Полоцкой и восстановлением уникальной техники древневизантийской перегородчатой эмали. Техника эта очень сложна, это полностью ручной труд. Н. Кузьмич искал способы восстановления технологии изготовления сложнейших миниатюрных изображений, учился рисовать тончайшей золотой перегородкой, сохранять яркость красок, изготавливал для этого специальные инструменты, познавал тайны исключительной художественной выразительности произведений 800-летней давности. Всё это было необходимым подготовительным процессом для воссоздания Креста преподобной Евфросинии Полоцкой по образу и подобию оригинала.
«Святыни уходят, когда мы становимся недостойными их…» Эти слова можно отнести к бесследно исчезнувшему в 1941 году из Могилёва памятнику белорусской культуры – Кресту Евфросинии Полоцкой. Крест был создан в 1116 году для Свято-
Евфросиниевской церкви Полоцка одним из лучших мастеров Древней Руси Лазарем Богшей, виртуозно владевшим техникой древневизантийской перегородчатой эмали. Мастер и его многочисленные ученики в Москве, Рязани и других городах с удивительным мастерством выкладывали мелкий орнамент, одежды святых, их лица и руки на миниатюрных эмалях.
К сожалению, точных изображений Креста сохранилось крайне мало. Долгое время единственной сохранившейся считалась цветная иллюстрация московского художника М. Менцова, сделанная им в 1841 году. И только в 1955 году в архивах Санкт-Петербурга белорусский археолог Л. Алексеев обнаружил фотографические негативы на стекле, снятые в 1896 году в Полоцке по его специальному заказу фотографом Н. Чистяковым. Среди них были снимки Креста преподобной Евфросинии Полоцкой в разных ракурсах.
Именно эти негативы сыграли огромную роль в воссоздании Николаем Кузьмичом знаменитой белорусской реликвии. Почти три года он делал эскизы, изучал детали полоцкого Креста. Но самой сложной частью работы для художника стало овладение уникальной техникой изготовления эмалей. Ведь Лазарь Богша по мастерству не имел равных среди русских мастеров, а его искусство считается вершиной эмальерного дела. В наше время сложнейшая технология была полностью утеряна. Поэтому Н. Кузьмич прошёл долгий путь опытных экспериментов, тайны старинной технологии ему приоткрывались по крупицам. Это было время бесконечных поисков технологии выкладывания рисунка тончайшими золотыми нитями, способов закрепления их на металлических пластинках, состава эмали, её колористической гаммы, температуры обжига, художественной выразительности уже готового изображения. Художник должен был разгадать тайну мастерства Лазаря Богши, в работах которого перегородки вручную были подогнаны с математической точностью. Неоценимой для художника стала помощь московских учёных, исследователей цветных эмалей Древней Руси – докторов исторических наук
Т. Макаровой и Л. Алексеева.
Николай Кузьмич вспоминает: «Этот путь был долгим и трудным, но закончился в удивительно короткое время. Совершенно случайно в феврале 1996 года я нашёл этот утерянный способ благодаря откровению, полученному во сне, и в середине июня была изготовлена первая пробная золотая пластина с изображением Иоанна Предтечи. Спустя полтора года работа была благополучно закончена».
Нашему современнику надо было подняться на духовную и профессиональную высоту мастера, жившего восемь столетий тому назад, возродить его великое творение. Каждое из изображений одиннадцати эмалей на внешней стороне воссозданного Креста и десяти на оборотной несёт в себе черты портретной неповторимости, каждая миниатюра наполнена сдержанной экспрессией. Виртуозно переданы стройные и насыщенные узоры орнаментов. Для каждого зерна жемчужной нитки Н. Кузьмич изготовил отдельный ковчежец, закреплённый на пластине. Художнику удалось не просто восстановить Крест в его первозданном виде, он создал изделие сугубо авторское, воплощение художественного замысла современного мастера. Кажется, воочию видишь прикосновение к его поверхности рук мастера: пластины, покрывающие деревянную основу, чуть деформированы от ручной ковки, в расположении деталей креста нет строгой симметрии, и это создаёт впечатление «живого» существования этого материального объекта.
Этой работе художник посвятил около пяти лет. На новом кресте каждое изображение представляет собой маленький эмальерный шедевр, богатый по колориту. Некоторые из изображений святых восстановлены с абсолютной точностью по сохранившимся негативам, другие – в соответствии с традиционными канонами и научными рекомендациями искусствоведов. Воссозданная художником православная реликвия – не копия, а воплощение авторской мысли этого духовно богатого человека. Это уникальный памятник ювелирного искусства, где сочетаются древние технологии и современное мастерство, а возрождённая перегородчатая эмаль предстаёт как художественное явление новой эпохи.
Новые выставочные работы Николая Кузьмича, выполненные в технике эмали, свидетельствуют о том, что сегодня творческие интересы художника не ограничиваются благим и почётным делом воссоздания православных реликвий. Серии эмалей необычайно экспрессивны и выразительны по своему художественному образу. Художник достигает объёмности и с помощью насыщенности красок, игры прозрачности и глубины матовых пятен, приёмов процарапывания.
Композиционной и колористической основой серии «Полоцкие мотивы» стали образы храмов и людей, чьи судьбы неразрывно связаны с этой землёй: Евфросиния Полоцкая, Лазарь Богша, Спасо-Евфросиниевский храм. Продолжением этой серии стал цикл работ «Первые белорусские святые». Среди других там присутствует образ святого Торвальда Путника, следы пребывания которого были недавно обнаружены в Полоцке. Контрастны и вместе с тем гармоничны по цвету эти эмали. Аскетичность цветовой гаммы в пластинах с изображениями святых с горящими глазами, суровыми лицами подчёркивается ярким и в тоже время необычайно нежным небесно-голубым ореолом, разлитым вокруг ангелов и храмов. Произведения погружают зрителя в сложный духовный мир, заставляют размышлять о вечных проблемах бытия. Николай Кузьмич буквально оживляет прошлое и создаёт то притягательное поле искусства, в котором царит гармония духа и мастерства.