Сила государства и крепость государственности испытываются в катастрофические для нации моменты: войны, стихийные бедствия, природные катаклизмы… Сегодня такой час икс наступил для Китая.
Небывалой силы землетрясение (8 баллов по шкале Рихтера) потрясло одну из красивейших провинций страны – Сычуань. Отголоски подземных толчков ощутила и столица. Моя квартира находится на 22-м этаже одной из новых пекинских высоток – в понедельник, 12 мая, среди бела дня я вдруг почувствовала, что диван, на котором я сижу, стал раскачиваться, как качели. Продолжалось это всего несколько секунд. Многие пекинцы, живущие пониже или находящиеся в тот момент на улице, вообще ничего не заметили. Но уже через несколько минут по всем теле- и радиоканалам прозвучало сообщение: в Поднебесной – землетрясение! Его эпицентр пришёлся на уезд Вэньчуань, что расположен в 146 км от столицы провинции Сычуань Чэнду. Того самого Чэнду, где когда-то нашёл свой приют великий китайский поэт Ду Фу, где окружённые горами купаются в брызгах дождей старинные пагоды, где знаменитый «сычуаньский котёл» знакомит туристов с изысками местной кухни…
Я впервые оказалась в Чэнду лет пятнадцать назад, с него, собственно, и началось моё настоящее знакомство с Китаем: «Из сычуаньского котла познала вкус китайской жизни…» Неужели этот неповторимый город стал жертвой разрушительных подземных сил? К счастью, Чэнду пострадал относительно мало. Но окрест него… Мировые информационные каналы приводят убийственные цифры: в районах, прилегающих к эпицентру землетрясения, разрушено до 80 процентов построек, в негодность пришли дороги, вышли из строя коммуникации, повреждены сотни дамб, газохранилищ и газодобывающих установок, сравнялись с землёй тысячи предприятий, в том числе два химических завода в г. Шифан, погребя под собой сотни рабочих и выбросив в атмосферу 80 тонн аммиака, уничтожено почти 12 миллионов голов скота и птицы. Но, главное, взбунтовавшееся чрево земли не пощадило людей – число жертв исчисляется уже десятками тысяч…
Центральные каналы телевидения круглосуточно ведут репортажи с места катастрофы в прямом эфире, в том числе и на английском языке, – мониторы установлены не только на главных площадях столицы, но и в её самых удалённых уголках и даже в маленьких кафе, ресторанчиках, барах… Взгляды практически всех жителей Поднебесной напряжённо прикованы к телевизионным экранам. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао буквально через несколько часов после первого разрушительного толчка уже был на месте трагедии. Люди видели слёзы на глазах этого немолодого уже человека, который, не щадя себя, практически круглосуточно руководил спасательными работами почти всю первую неделю после начала землетрясения. 16 мая в район землетрясения прибыл председатель КНР Ху Цзинтао – подземные толчки ещё продолжались, и находиться практически в эпицентре трагедии было небезопасно. Однако первые лица государства посчитали своим долгом быть в эти дни рядом со своим народом. И народ это оценил. Мне лично довелось наблюдать благодарную реакцию на такое поведение руководителей страны со стороны простых китайцев – люди ощутили, что они не одиноки в своей беде, что за ними стоит мощное государство, способное в трагический час прийти к ним на помощь. Кстати, это отметили и высоко оценили и в международных кругах – об оперативности и эффективности работы китайского руководства уже в первые часы трагедии писали многие мировые СМИ.
Трагедия такого масштаба случилась в истории нового Китая впервые. Как заявил премьер Госсовета Вэнь Цзябао, по своей мощности сычуаньский удар превзошёл сильнейшее землетрясение 1976 года, когда в одночасье почти сравнялся с землёй город Таншань, расположенный в 100 км от Пекина и жертвами стихии стали почти четверть миллиона человек. Площадь сегодняшней территории, подвергнутой разрушительным ударам, неизмеримо больше – около100 тысяч кв. км, подземные толчки ощущались в 16 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Только по предварительным подсчётам, прямой экономический ущерб, нанесённый землетрясением, уже составил без малого 10 млрд. долларов. Но как измерить людские потери? Безжалостная статистика свидетельствует (данные на 22 мая): унесены более 42 тысяч человеческих жизней, почти 33 тысячи числятся пропавшими без вести (скорее всего, и их уже нет в живых), ранены почти 270 тысяч человек, 5 миллионов людей остались без крова, и эти цифры, скорее всего, будут расти. (Как прогнозируют сейсмологи, не исключаются и новые мощные толчки.) Никакими цифрами не измерить людское горе тех, на чьих глазах погибли их близкие. Так, в городе Дуцзюанян под обломками школьного здания оказались 900 школьников, и таких фактов массовой гибели детей китайские информационные агентства приводят пугающе много. Как могло получиться, что новые (по большей части) школьные здания оказались абсолютно беззащитны перед подземной стихией? Это вопрос, который китайским руководством вынесен сегодня в первоочередную повестку дня. Есть и другое, очень печальное обстоятельство. Первый и самый мощный разрушительный толчок произошёл в понедельник в 14:28 – именно в эти минуты школьники вернулись в свои классы после дневного перерыва, чтобы продолжить занятия (в 14:30 в Китае начинается вторая половина учебного дня). Не будь китайские дети настолько дисциплинированны (расселись за партами за 2 минуты до начала урока) или случись подземный удар хотя бы минут на 5–10 раньше, жертв среди детей было бы неизмеримо меньше. Но, к сожалению, сослагательное наклонение здесь уже неуместно… Нужны только действия. И сегодня это понимает каждый китаец.
По всей стране развернулось массовое движение в поддержку пострадавших соотечественников. Уже через два часа после объявления о начале акции по сдаче крови в одном из лучших пекинских университетов «Цинхуа» образовалась тысячная очередь – студенты, преподаватели спешили на помощь пострадавшим. Я наблюдала, как на самых оживлённых столичных улицах Ванфуцзин и Сидань автобусы, в которых были развёрнуты передвижные донорские пункты, буквально атаковали желающие сдать кровь. Набирает обороты и акция по сбору пожертвований в помощь сычуаньцам – в банках страны открыты специальные счета (их номера постоянно называют по ТВ). На предприятиях, в торговых центрах, в учебных заведениях, во многих общественных местах и даже в некоторых подъездах жилых домов стоят ящики для сбора пожертвований. Операторы сотовой связи провели акцию среди своих клиентов – а это практически более половины жителей Поднебесной: при ответе на специальное sms-сообщение со счёта абонента снималось несколько юаней в помощь пострадавшим. Большой сбор поступил и во время гала-концерта, организованного Центральным телевидением. Сотни людей, среди которых были и известные деятели культуры, и крупные бизнесмены, передавали конверты с пожертвованиями – было собрано 216 млн. долларов. Специальный фонд помощи организовал знаменитый актёр Джеки Чан, успевший уже привлечь около 1,5 млн. долларов. Сейчас он находится в районе землетрясения, где обещал оказать содействие в восстановлении разрушенных школ. Кстати, строительство новых с высокой степенью сейсмоустойчивости школ уже началось, и одна из них только что приняла первых ребят. Как свидетельствуют очевидцы, по дорогам провинции Сычуань движется масса частных автомобилей – люди в добровольном порядке доставляют в специальные гуманитарные центры, организованные в пострадавших районах, тёплые вещи, продовольствие, воду. На многих автомобилях надписи: «Мы любим Китай». Общая сумма пожертвований уже составила более 1,5 млрд. долларов. Сегодня в районах землетрясения крайняя нужда в палатках, медикаментах, дезинфицирующих средствах – не исключена возможность эпидемий, что во сто крат усугубит ситуацию. Власти Китая заявили, что они готовы принять любую помощь. С этой целью многие дипломатические миссии КНР открыли «зелёный коридор» для более оперативной доставки в Сычуань гуманитарных грузов из-за рубежа. К 20 мая уже доставлено 345 тонн такого груза из 11 стран, в том числе и из России, одной из первых отозвавшейся на сычуаньскую трагедию.
19 мая, в понедельник, ровно через неделю после начала землетрясения в Китае был объявлен 3-дневный общенациональный траур. В 14:28 – время первого подземного толчка – вся страна на три минуты замерла в молчании. Тысячи людей, пришедшие в этот день на центральную площадь Пекина Тяньаньмэнь, скорбно склонили головы. Я была там и всем своим существом ощущала этот колоссальный накал чувств, вдруг неожиданно взорвавшихся единым выдохом: «Мы с тобой, Сычуань!» Траурная церемония буквально на глазах переросла в патриотическую манифестацию, равной которой по силе эмоций я ещё не видела. И в этот момент я отчётливо поняла, что нахожусь среди людей, заслуживших право называться и быть народом, единым в своей исторической судьбе, в своих победах и своих трагедиях. А народ, как нам хорошо известно из истории, способен выдержать многое!
, собкор «ЛГ», ПЕКИН