В московской библиотеке № 127 прошёл День семейного чтения. Учащиеся третьих классов школы № 422 со своими наставниками, ребята из близлежащих домов с родителями, бабушками и дедушками стали зрителями и участниками интереснейшего познавательного спектакля.
В гости к ним пришли артисты Театра московского школьника под руководством Евгения Кустова, которые рассказали, как и кем создавалась славянская азбука, каков древний смысл её букв.
Оказывается, если перевести все буквы на современный язык и составить их вместе, получается интересное послание древних славян современным людям: «Я знаю буквы, письмо – это достояние, трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям, постигайте мироздание, несите слово убеждённо, знание, в дар божий дерзайте, вникайте, чтобы свет сущего постичь».
Артисты проверили, как школьники знают сказки Пушкина. Ребята разгадывали загадки, участвовали в конкурсах и даже в самом спектакле.
Затем они перенеслись в Москву XVI века, во времена Ивана Грозного, познакомились с юродивым Василием Блаженным, в честь которого был назван Храм Покрова, что на Рву, на Красной площади. Узнали, почему Таганская площадь имеет такое название. В общем, прикоснулись к истории своей родины – ведь это самый что ни на есть живой и интересный урок моск-воведения. И дети, и взрослые остались довольны спектаклем.
Театр московского школьника создан в 2005 году. Прежде чем выбрать эту стезю в большой и разнообразной театральной Москве, артисты сначала попробовали работать в школах. Учителя стали давать им заказы. Один из первых – урок москвоведения. Из него как раз и выросла часть спектакля, показанного школьникам в библиотеке № 127. Театрализованные уроки стали пользоваться спросом. Пошли заказы на уроки по истории, русской литературе. Начались репетиции, наработка репертуара.
Сейчас театр работает в основном над уроками по истории России и русской классической литературе. Сами пишут сценарии, складывают пьесы или исполняют классиков.
Есть задумка сделать театрализованный урок по «Женитьбе» Гоголя с интересным для современных школьников подходом, связанным с интернетом. Причём и текст, и спектакль будут абсолютно гоголевскими. Два главных действующих лица – компьютерщик, никуда не выходящий из дома, и его друг. Компьютерщик говорит: «Скучно мне жить». Друг ему: «Ты, может быть, женишься?» Тот отвечает: «Как? Я ни на какие тусовки не хожу, стесняюсь». «Зайди в интернет, – отвечает друг, – а лучше придумай программу с виртуальной женитьбой». И начинается…
Они выбирают «Женитьбу» Гоголя, действующих лиц, актёров, и всё закручивается. В финале Подколесин возвращается в свой компьютерный класс ни с чем, как и Подколесин классический.
В ходе спектаклей артисты привлекают к действию детей из зала, не специально подготовленных, а самых обычных зрителей. Эту импровизацию подсказала жизнь. Как-то театр работал в Английском дворе (в филиале Музея истории Москвы), где была очень шумная детская аудитория. Артисты никак не могли овладеть их вниманием. Чтобы как-то успокоить ребят, вытащили одного мальчика на сцену. Затея удалась. Оказалось, что этот приём действует безотказно. Подобрали специальные фразы и команды, которые ребёнку легко выполнить. И остальным детям стало интереснее смотреть спектакль, потому что на сцене вместе с профессиональными актёрами играл их ровесник, однокашник.
Недавно Театр московского школьника победил в фестивале театров малых форм «Сказочный мир» в номинации «За оригинальность режиссёрского решения». Получил грант Комитета общественных связей города Москвы. Принял участие в отборе социально значимых программ в Большом Манеже. Так что мы ещё не раз встретимся с творчеством коллектива в московских библиотеках, музеях, школах, интернатах, детских домах.