Голосование в Госдуму VIII созыва пройдёт с 17 по 19 сентября. Она избирается на 5 лет по смешанной системе: 225 депутатов – по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам. Пройдут также прямые выборы глав девяти субъектов РФ (ещё в трёх регионах высших административных лиц изберут депутаты заксобраний) и 39 региональных парламентов. Система власти накануне изменений. Чего ждать? Вот мнения экспертов.
Ожидание новых лиц
Мы попытались оценить ход кампании, образно говоря, с рыночных позиций, как рост или падение акций. Да, прогнозы делать сложно, и это означает, что политическое пространство у нас живое. Легче предсказывать, когда имеешь дело с чем-то застывшим. Хотя среди «голубых фишек» знакомые всем «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и дополнившая своё название партия «Справедливая Россия – За правду». В непростом положении была «ЕР», на неё выливалось недовольство людей за пенсионную реформу, пандемию и прочие тяготы. Похожая ситуация и у ведущих партий ФРГ, Франции, Канады, Бразилии. Рейтинг «ЕР» падал. Но партия смогла это переломить. Сейчас замеры социологических служб говорят о его росте. Людей привлекает, что программа «ЕР» адекватна реальности и не завиральная. Что касается КПРФ и ЛДПР, то, судя по всему, они не прыгнут выше головы. Явно опаздывают с обновлением рядов, а КПРФ ещё и слишком резко высказывалась против избирательных новаций, например электронного голосования, теряя возможных молодых сторонников, которые совсем не против него. «Справедливоросы», воспрянув поначалу, приостановились, а появление новых «узнаваемых» лиц пока не оправдывается. Зато, например, у партии «Новые люди», где есть интересные новые персоны, как и у Партии пенсионеров, «Зелёных» и даже «Яблока» (хотя партия всё же выглядит уходящей натурой), отмечается рост популярности. Не исключаю, по итогам выборов могут быть неожиданности. Смешно говорить, что всё предрешено.
Глеб Кузнецов, руководитель Экспертного совета Экспертного института социальных исследований
Явку никто не сушит
На результат голосования влияют разные факторы. А применяемые новации условно новые. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) и голосование не в один день уже успешно применялись. Есть оценки, что ДЭГ может привлечь порядка 40 процентов тех, кто ранее выборы игнорировал. Да и люди привыкли к государственным сервисам (особенно в пандемию) и доверяют им. Например, при голосовании в 2020 году по поправкам в Конституцию на ДЭГ в Москве записались 1,1 миллиона человек, а сейчас, перед голосованием, 2,3 миллиона. Примечательно и то, что, по крайней мере в столичном регионе, информирование населения о выборах ведётся на высоком уровне. Можно по-разному относиться к власти, но для упрёка, что она «сушит явку», нет оснований. Если что и вызывает неприятие, так это «войны» в соцсетях поддельных роликов, что уж точно не инициатива властей. Можно предположить, что новации и размах агитации повлияют на явку. Думаю, она будет выше, чем в 2016-м. И непременно надо или воспользоваться ДЭГ, или ногами прийти на участок и отдать свой голос.
Александр Асафов, политобозреватель радиостанции «Говорит Москва»
Исход не ясен
Если исходить из данных на 8 сентября, сенсаций после голосования ждать не стоит. Как бы ни складывались последние два года, драматические по своему характеру, «Единая Россия» может рассчитывать на 41–44 процента голосов, КПРФ – на 18–22 процента, ЛДПР – на 10–13 процентов, «Справедливая Россия – За правду» – на 7–9 процентов. При этом партия «Новые люди» может набрать 4–6 процентов голосов и пройти в Думу, изменив её привычную конфигурацию. Близко от них Партия пенсионеров и «Зелёные», а также «Яблоко». Ещё далеко не всё ясно.
Михаил Мамонов, руководитель практики политического анализа ВЦИОМ