Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2018 г.
  4. № 40 (6661) (03.10.2018)
Библиосфера

Сжатая пружина

02 октября 2018

Евгений Сидоров. Критика.
Публицистика.
Память. В 2 т.
Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ;
ИЦ «Вест-Консалтинг», 2017. –
Т. 1 – 568 с., Т. 2 – 640 с. – 1500 экз.


На задней стороне переплёта обеих книг этого двухтомника помещён портрет автора, исполненный Борисом Жутовским. На мой взгляд, внешнего сходства художнику достичь не удалось, пожалуй, я бы с тысячи раз не угадал, кто здесь изображён. Думаю, с этим согласятся все те, кто хоть поверхностно знаком с Евгением Юрьевичем Сидоровым и знает его, как вежливого, обходительного, корректного человека, да и как иначе можно воспринимать мужа, комфортно чувствовавшего себя в кресле министра культуры и представлявшего нашу страну в ЮНЕСКО.

Зато Б. Жутовскому удалось передать внутренние качества критика Евг. Сидорова: жёсткость, принципиальность, последовательность в отстаивании своих идеологических и художественных позиций. Он был всегда и остаётся сегодня как сжатая пружина. Дело в том, что на протяжении всей своей творческой, педагогической и общественной деятельности он проводил в жизнь и отстаивал либерально-демократические ценности, всегда был равен самому себе, и эта прямота не может не вызывать уважения.

Широкую известность имя Евгения Сидорова приобрело в связи с публикацией в журнале «Юность» (1968, № 3) повести Василия Аксёнова «Затоваренная бочкотара». Именно ему было предоставлено право познакомить советского читателя с этой неоднозначной для эпохи социалистического реализма вещью, предварить текст и подготовить аудиторию. И сегодня вердикты, вынесенные критиком, не утратили своей актуальности: «Проза остранённая, гротескная, ближе к сказке. Глубокая психологическая характеристика образов здесь не всегда обязательна. Достаточно нескольких обозначений, штрихов. Для того чтобы извлечь из такой прозы нравственный и идейный вывод, читателю требуется известная склонность к самостоятельному рассуждению, культура мысли».

Как теоретика меня, разумеется, в наибольшей степени заинтересовали взгляды Евг. Сидорова на предмет литературной критики. Этих проблем он касается, например, в статье 1979 года «О достоинстве критики». Несмотря на значительные расхождения в идеологии, должен с удовлетворением констатировать, что в теоретическом плане наши взгляды полностью совпадают: «...критика есть часть литературы (не литературоведения, не эстетики, а именно литературы в широком смысле слова). Это особый род творческой, идеологической деятельности, предметом которой является эстетический анализ и оценка явлений, опирающихся на научные критерии познания и имеющих целью публицистическое участие в обсуждении и разрешении не только литературных, но и актуальных жизненных проблем».

И хотя затем Евг. Сидоров ссылается на мнение достаточно одиозного критика Ю. Суровцева, его рассуждения о двойственной природе литературной критики очень тонки и справедливы. Действительно, в процессе критической работы приходится одновременно подключать и творческий подход, и научно-понятийное начало.

Автор двухтомника не скрывает своих цеховых литературных предпочтений: разумеется, Вознесенский и Евтушенко ему ближе, чем Рубцов или Тряпкин. То и дело он высказывает несогласие с мнениями своих оппонентов: В. Кожинова, Ю. Кузнецова, В. Распутина, Ю. Селезнёва. Что ж, это и есть литературный процесс, как говорится, во всей его диалектике.

Впрочем, нередко Евг. Сидоров выходит за рамки групповых отношений и обращается к полной объективности. Значительную часть второго тома занимают «Записки из-под полы» – собрание разрозненных воспоминаний, наблюдений, полудневниковых записей. И в этом разделе можно обнаружить такое нелицеприятное свидетельство о Борисе Ельцине, всегда благоволившем к либеральным деятелям культуры:

«Запомнился тост Б.Н. Ельцина на правительственном завтраке у Л. Кучмы. «Ро-сси-яне, – сказал он, обращаясь к нашей делегации. – Каждое утро, проснувшись, первым делом спрашивайте себя: «А что хорошего я сделал для родной Украины?» Сидевший рядом А.И. Вольский даже слегка поперхнулся». Трудно датировать этот фрагмент текста (автор в конце указывает даты: 1975–2017), но сегодня, в свете «развития» отношений между двумя странами, думаю, поперхнулись бы многие, очень многие...

Сергей Казначеев

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS