Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Та самая Татьяна

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Нелли Гореславская. Татьяна Доронина: Жизнь актрисы. – М.: Алгоритм, 2008. – 256 с.: 16 л. ил. – (Кинофестиваль).

Беллетризованная биография сегодня – жанр, не знающий себе равных по популярности у читающей публики. Особенно когда речь идёт о «людях творческого труда». В большинстве своём это наскоро состряпанные опусы о скандальных похождениях звездёнок разного калибра. Книг, посвящённых артистам с большой буквы, где есть место не только деталям личной жизни, но и серьёзному разбору ролей, размышлениям о временах и нравах, значительно меньше. Но и среди них найдётся совсем немного жизнеописаний, где авторы наряду с эстетической затрагивали бы и сторону общественно-политическую, касались бы болевых точек современной истории. В случае с народной артисткой СССР, художественным руководителем МХАТ им. М. Горького Татьяной Дорониной этого никак не избежать. Слишком неординарная и мощная, социально активная и одинокая героиня – в прежние времена мечта половины мужчин Советского Союза и объект жгучей зависти половины женщин, королева экрана и царица сцены, в течение последних двух десятков последних лет стала «человеком по ту сторону баррикады» для многих. Недаром же её категорическое нежелание принимать те правила игры, которые диктует всем и каждому наш новый бравый мир, заставило не одного из былых поклонников изменить своё отношение даже к тем, казалось бы, непререкаемым достижениям актрисы, что отделены от трагичного для Художественного театра 1987-го более чем четвертью века.

Книга Нелли Гореславской – это попытка объяснить, как шаг за шагом складывался феномен Дорониной. Деревенское детство, учёба в Школе-студии МХАТ, работа с Товстоноговым и Гончаровым, горести и радости, пережитые актрисой в ещё едином МХАТе: пройдя вслед за автором по этому лабиринту, читатель, пусть и не являющийся ярым поклонником Дорониной и не во всём разделяющий взгляд автора на те или иные события, но старающийся тем не менее сохранить беспристрастность, наверняка поймёт, почему она стала тем, кем стала. И как актриса, и как личность, и как гражданин своей страны. Но как только автор в своём рассказе пересекает роковой рубикон, каким в судьбе Татьяны Дорониной стал мхатовский раздел, следовать за автором читателю станет особенно трудно, ибо с этого момента в палитре Нелли Гореславской остаются только два цвета – чёрный и белый.

Впрочем, в данном случае такой дихроматизм извинителен – автор не скрывает своего преклонения перед героиней повествования и готов с открытым забралом дать бой каждому, кто не разделяет её убеждений. Отсюда соответствующий акцент в оценках поступков и личностных качеств как соратников, так и противников Дорониной. Так что разобраться в том, «как всё было на самом деле» с помощью этой книги не удастся. Думается, что для таких трагических событий это вообще невозможно, хотя бы потому, что у каждого из участников событий – своя правда. Зато она может стать прекрасным поводом для размышления о том, что право на существование каждому театру в конечном итоге даёт не мода, не критика и даже не экономика, а зритель. У каждого театра он свой, и если вообще возможно определить «индекс необходимости» конкретного театра, то измеряться он должен, не удивляйтесь, не количеством зрителей в зале, а их преданностью своему театру. Если театр поднимает занавес, значит, это кому-то необходимо. Как воздух.

Андрей БОРОДИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бородин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS