Татьяна Доронина: Жизнь актрисы. – М.: Алгоритм, 2008. – 256 с.: 16 л. ил. – (Кинофестиваль).
Беллетризованная биография сегодня – жанр, не знающий себе равных по популярности у читающей публики. Особенно когда речь идёт о «людях творческого труда». В большинстве своём это наскоро состряпанные опусы о скандальных похождениях звездёнок разного калибра. Книг, посвящённых артистам с большой буквы, где есть место не только деталям личной жизни, но и серьёзному разбору ролей, размышлениям о временах и нравах, значительно меньше. Но и среди них найдётся совсем немного жизнеописаний, где авторы наряду с эстетической затрагивали бы и сторону общественно-политическую, касались бы болевых точек современной истории. В случае с народной артисткой СССР, художественным руководителем МХАТ им. М. Горького Татьяной Дорониной этого никак не избежать. Слишком неординарная и мощная, социально активная и одинокая героиня – в прежние времена мечта половины мужчин Советского Союза и объект жгучей зависти половины женщин, королева экрана и царица сцены, в течение последних двух десятков последних лет стала «человеком по ту сторону баррикады» для многих. Недаром же её категорическое нежелание принимать те правила игры, которые диктует всем и каждому наш новый бравый мир, заставило не одного из былых поклонников изменить своё отношение даже к тем, казалось бы, непререкаемым достижениям актрисы, что отделены от трагичного для Художественного театра 1987-го более чем четвертью века.
Книга Нелли Гореславской – это попытка объяснить, как шаг за шагом складывался феномен Дорониной. Деревенское детство, учёба в Школе-студии МХАТ, работа с Товстоноговым и Гончаровым, горести и радости, пережитые актрисой в ещё едином МХАТе: пройдя вслед за автором по этому лабиринту, читатель, пусть и не являющийся ярым поклонником Дорониной и не во всём разделяющий взгляд автора на те или иные события, но старающийся тем не менее сохранить беспристрастность, наверняка поймёт, почему она стала тем, кем стала. И как актриса, и как личность, и как гражданин своей страны. Но как только автор в своём рассказе пересекает роковой рубикон, каким в судьбе Татьяны Дорониной стал мхатовский раздел, следовать за автором читателю станет особенно трудно, ибо с этого момента в палитре Нелли Гореславской остаются только два цвета – чёрный и белый.
Впрочем, в данном случае такой дихроматизм извинителен – автор не скрывает своего преклонения перед героиней повествования и готов с открытым забралом дать бой каждому, кто не разделяет её убеждений. Отсюда соответствующий акцент в оценках поступков и личностных качеств как соратников, так и противников Дорониной. Так что разобраться в том, «как всё было на самом деле» с помощью этой книги не удастся. Думается, что для таких трагических событий это вообще невозможно, хотя бы потому, что у каждого из участников событий – своя правда. Зато она может стать прекрасным поводом для размышления о том, что право на существование каждому театру в конечном итоге даёт не мода, не критика и даже не экономика, а зритель. У каждого театра он свой, и если вообще возможно определить «индекс необходимости» конкретного театра, то измеряться он должен, не удивляйтесь, не количеством зрителей в зале, а их преданностью своему театру. Если театр поднимает занавес, значит, это кому-то необходимо. Как воздух.