В августе 2005-го, накануне юбилея Олега Табакова, удалось уговорить, наверное, самого любимого его ученика – Евгения Миронова рассказать об Учителе. «Любой газете откажу, а «Литературной» не смогу. Хотя мне кажется, я всё про него уже говорил к предыдущему юбилею». Встретились солнечным днём в каком-то кафе на Пушкинской площади и на виду у обалдевших официанток и посетителей Женя, не замечая диктофона, всё рассказывал и рассказывал. По-моему, даже к кофе не притронулся. Никто из нас и подумать не мог, что, спустя всего лишь через 12 с небольшим лет, мироновский монолог из уже начавшей желтеть подшивки станет мемориальным...
Я на днях вспомнил Олега Павловича, когда проходил мимо активно строящегося филиала МХТ у нас на «Коломенской». Увы, и эта стройка осиротела, как театр в Камергерском, подвал на Чаплыгина, новые здания «Табакерки» и его театральной школы.
Мы намеренно решили полностью напечатать текст из старого номера «ЛГ» за 2005 год, не меняя в нём ни строки. Пусть хоть в этой юбилейной заметке Олег Павлович Табаков будет ещё жив.
Леонид Колпаков
«ЛГ» приносит искренние соболезнования родным и близким
О.П. Табакова, которого всем нам будет очень не хватать.
Табаков как предчувствие
Надеюсь, читатели «ЛГ» извинят меня за то, что я несколько переиначил название фильма, в котором недавно снимался. Потому что вышло именно так – с ранних лет мой знаменитый земляк, саратовец Олег Павлович Табаков был предчувствием многого в моей жизни. Даже так скажу: не случись теперь уже много лет назад встречи юного студента Саратовского театрального училища с маститым актёром, ректором Школы-студии МХАТ, наверное, кто-то другой говорил в преддверии его семидесятилетия добрые слова.
Страшно даже думать: кем бы я был без Табакова. Говорить публично тёплые слова всегда стесняюсь. Я его просто очень люблю. С годами мой юношеский максимализм как-то гаснет, и я просто очень скучаю по нему. В последнее время из-за съёмок мы не так часто видимся. Я всегда ощущаю его какой-то глыбой. И до сих пор не могу понять: как он, популярнейший и востребованный актёр, в 39 лет решил круто изменить свою жизнь – нашёл ребят и посвятил им себя. Сейчас мне почти столько же лет, но решиться на подобное я не могу. Мне не хочется заниматься детьми, я – эгоист, хочу сниматься в кино, играть в театре. И уж никак после спектакля мне не хочется репетировать, не хочу это делать, я устаю. А он приезжал в подвал после своего спектакля и репетировал с нами до часу ночи…
Может, он производил некий взаимообмен и по закону сообщающихся сосудов подпитывал своей бешеной энергетикой нас, получая, в свою очередь, от своих учеников тоже что-то подобное? Олег Павлович – человек избыточный, ему всё время надо с кем-то поделиться. И с молодыми в первую очередь. Увы, талант нельзя передать даже по наследству, но отдать его частичку ученикам, надеюсь, можно. И нужно.
Я, как и весь, не побоюсь этих слов, советский народ, восторгался киноработами Табакова. Но решил показаться ему и – тогда об этом страшно было даже подумать – стать его учеником только после одной телевизионной передачи. Показывали занятия с его курсом в том самом подвале, теперь очень знаменитом. И я поехал в Москву, потому что для себя уже решил: после Саратовского театрального – только в Школу-студию МХАТ, к Табакову. Благодаря решению Олега Павловича был принят сразу на второй курс.
Почему-то многие считают: мне помогло то, что я родом из Саратова. К сожалению, не помогло, хотя я по молодости на это сильно рассчитывал. Тем более что, в отличие от многих своих именитых коллег, Табаков никогда не забывает о своей малой родине. И если некоторые бывшие провинциалы делают вид, что родились на улице Горького, Табаков своим саратовским происхождением гордится. Нам предстоит в сентябре играть в родном городе «Обыкновенную историю». Я не часто играю с Мастером – были у нас ещё общие вампиловские «Анекдоты». Но выходить с ним на одну сцену – всегда радость, всегда счастье.
Для меня он очень родной человек. С первых часов общения этот замес – он ведь со студентами почти по-семейному не только как педагог общается – сильно сказывается. И поэтому и я, и Володя Машков уверены: он нас в обиду не даст. Как родитель будет защищать до конца. Когда умер мой отец, Олег Павлович был одним из первых, к кому я пришёл со своим горем. Тем более что папу моего он знал. Посидели, вместе поплакали… Я благодарен судьбе за особую связь между нами. Связь на каком-то особом уровне. Слава богу, что она есть.
У него много детей и внуков – имею в виду его учеников, выпускников Школы-студии. Он не нуждается в нашей опеке. Но не одному мне легче жить, зная, что есть на свете Олег Павлович Табаков.
Он встречает свой юбилей в работе. Скоро открытие нового – для него уже шестого – сезона в Художественном театре, из титула которого он смело убрал привычное слово «академический». Уверен: сейчас – золотой век МХТ. Как бы ни критиковали его художественного руководителя за некоторые спектакли, за приглашение эпатажных режиссёров, за то, что театр зарабатывает на жизнь. Интуиция Табакова позволяет стягивать в Камергерский лучшие молодые силы, которые получают из его рук шанс показать себя в этом удивительном коллективе с великими именами. Он поистине великий организатор. МХТ иногда называют супермаркетом, где есть всё на любой вкус – но это, безусловно, связано со временем. Потому что особого отношения к первому театру страны со стороны государства нет. И он не имеет возможности ставить некие эксклюзивные спектакли в духе, к примеру, «Комеди Франсез». Приходится, к сожалению, идти в ногу со временем, поспевать за ним.
Олег Павлович – великий артист. Это общеизвестный факт. И жалко, что после «Комнаты смеха» у него не было работы, равной масштабу его таланта и личности. В том спектакле он содрал с себя кожу. Роль, знаю, нелегко ему далась, она потребовала невероятной самоотдачи. Это был случай, когда не надо было смешить народ. А он ведь по натуре артист-праздник. Зритель привык к тому, что ему весело в зале, когда на сцене Табаков…
Евгений Миронов,
народный артист России
«ЛГ» № 33, 2005 г.