Документальный роман Екатерины Васильевой «Русские модели», несмотря на все огрехи, о которых скажу позже, символизирует очень важный период в развитии современной публицистики. И поэтому заслуживает внимания.
Ещё совсем недавно российский читатель узнавал истории известных актёров, спортсменов, телеведущих и других представителей публичных профессий в основном из бульварной прессы. Согласитесь, разобрать, где правда, а где вымысел в статьях, рассчитанных лишь на то, чтобы поднять тираж издания, практически невозможно. Вдвойне трудно отделить надуманное от реального подростку с малым жизненным опытом, а именно эта категория читателей бульварной прессы наиболее внушаема и падка на «сенсационные факты из жизни…»
Нынешние 13–15-летние дети в большинстве не приучены к серьёзному чтению, представление о той или иной профессии составляют по таким сомнительным публикациям. Иллюзии быстро разбиваются в прах. А вместе с ними и вера в свои силы.
Книги серии «Таблоид» обладают одним очень важным достоинством: они дают возможность подростку (боюсь, взрослому читателю эта информация не будет внове) составить себе более или менее верное представление о публичных, ярких, «заметных» профессиях.
В книге о том, как русские девушки, начиная с 90-х годов прошлого века, пытались покорить подиумы западных стран, какие сложности им пришлось преодолеть и почему им это удалось, нет досужих сплетен и вымысла. Есть правда о профессии.
«…Получив предложение от какого-нибудь западного агентства, уже считали себя состоявшимися звёздами, совершенно не понимая того, что их карьера ещё даже не началась. Они начинали капризничать, хамить редакторам и фотографам или прогуливать съёмки. Мало кто отдавал себе отчёт в том, что начинающая модель – это не истеричная королева красоты, а скромная студентка, которая пытается заработать денег на карманные расходы».
Участие и даже победа в конкурсах красоты не даёт гарантии, что дальнейшая карьера модели будет успешной. Для того чтобы состояться в этой профессии, помимо внешних данных нужны настойчивость, тяжёлый ежедневный труд, способность не теряться в экстремальных ситуациях. А также знание иностранных языков, умение общаться, быть разной, держаться в форме, уделяя сну не более 4–6 часов. И самое главное – не превращаться в «серийный продукт», оставаясь неповторимой личностью.
К сожалению, в книге нет одной очень важной цифры – сколько на эти 12 описанных историй Успеха, попавших в книгу, было историй Неуспеха? Рисовать реальную картину – так уж до конца. Уверена, девочек, которые по-настоящему захотели посвятить себя миру моды, эта цифра не отпугнёт, а для тех, кого привлекли в профессии лишь внешний блеск и хороший заработок, это был бы серьёзный аргумент «против».
Книга «Русские модели» проигрывает в стиле и глубине изложения предыдущему изданию «Таблоида» о фигуристах («Звёзды на льду»). Елене Васильевой удалось написать документальный роман об особенностях профессии, о той роли, которую сыграли русские девушки в модельном бизнесе на рубеже веков. Но очерков, передающих самобытный характер каждой манекенщицы, своеобразие внутренней природы и жизненных обстоятельств, приведших к славе, не получилось. Не промелькнула в тексте и активная авторская позиция в отношении к героиням романа. Их истории слишком похожи, несмотря на разность характеров и лиц. Они остались лишь глянцевыми картинками с предысторией успеха.
К минусам книги можно отнести и бедность оформления. Уж что-что, а тема модельного бизнеса даёт больше возможностей для иллюстраций, нежели одна небольшая фотография перед каждой главой…
Но, несмотря на недостатки, это издание – первый шаг к серьёзному взгляду на публичные профессии.