Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Таганка: спектакли, полные огня

01 января 2007

ИТАР-ТАССИстория театра – вещь весьма эфемерная. Сценическая слава куда как недолговечна. И если о том факте, что сорок–тридцать лет назад любимовская Таганка общепризнанно считалась самыми громкими подмостками страны, сегодня ещё худо-бедно помнят, то предшествующая биография её основателя и лидера в наши дни числится по разряду в лучшем случае «времён Очаковских и покоренья Крыма». Впрочем, далеко не последнюю роль сыграл здесь он сам, решительно начавший на пятом уже десятке кардинально новую, вторую свою жизнь, в которой постарался максимально дистанцироваться от вполне успешной биографии видного со всех точек зрения актёра, героя-любовника, сталинского лауреата, одного из ведущих мастеров прославленной вахтанговской труппы. Между тем многие из созданных им в ту пору образов – и созданных мастерски, если верить анналам и немногим живым свидетелям – замечательно проецируются на всю режиссёрскую судьбу, на феноменальную фигуру многолетнего таганковского «атамана», вдохновенного театрального витии и яростного ниспровергателя основ. В его актёрском послужном списке значился Костя Треплев – и не отсюда ли этот неустанный, настойчивый мальчишеский поиск «новых форм»? Там был Ромео – чем не прямой исток страстности, пылкости и романтичности, насквозь пронизывавших практически все его постановки? Шумный шекспировский Бенедикт, озорной, но исполненный внутреннего трагизма пушкинский Моцарт, даже молодогвардеец Олег Кошевой – характерные черты каждого из них можно найти в дальнейшем творчестве и самой долгой жизни Юрия Петровича Любимова. А ещё он играл Сирано. Поэта и бретёра, фантазёра (а кто-то, возможно, скажет – враля) и бойца, непоседу и выскочку, воинственно непримиримого к любой фальши, к глупости, к низкопоклонству. Хранящего отчаянную верность собственным идеалам, пускай ставшим со временем отчаянно несовременными. Таким был его неповторимый авторский театр. И горделиво торчал этот фантастически невероятный длинный нос, который нельзя было не заметить и невозможно не вспоминать. И мелькала острая шпага в умелых руках фехтовальщика, оставляя зарубки на душе каждого, кому посчастливилось видеть Таганку в лучшие, блистательные её годы. Таким был и сам Любимов – этот Сирано советского искусства. И им остался. Вплоть до своего 90-летия, что будет отмечаться в ближайшее воскресенье. В этот вечер на сцене Таганки дадут официальную премьеру «Горе от ума»: Чацкий – он, в каком-то смысле сродни неистовому гасконцу. Столь же невоздержан на язык и высокопарен, столь же безответно влюблён, непонят и одинок. Исход Чацкого грустен, конец Сирано печален. Но это как бы то ни было светлая печаль. Это высокая грусть. В них память о юности и о полёте духа. В них – надежда.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS