«Мурли» в «Сфере»: городская сказка для всех возрастов
Убеждён, не так много найдётся в столице профессиональных театров, где худрук (в данном случае – маститая и многоопытная Екатерина Еланская) так чутко слышал бы ритмы молодой души и был способен создавать спектакли, весь строй которых легко уподобить напряжённо звенящим струнам гитары под пальцами юного музыканта…
Вот какую историю нидерландского автора А. Шмидта перенесла на сцену своего театра «Сфера» Еланская.
Бродячая кошка Мурли однажды проснулась в женском облике. Пригрел её любитель кошачьих Тиббе, молодой газетный репортёр-недотёпа. Грозя увольнением, редактор дал ему последний испытательный срок. В благодарность за приют и ласку Мурли с помощью своих «бывших» сородичей снабжает Тиббе самыми горячими новостями. Он становится местной звездой – но жизнь его наполняется при этом новыми конфликтами. Разоблачил аферы местного богатея, и тот требует уволить его из газеты. А попутно Тиббе приходится «воспитывать» Мурли, отучая от кошачьих привычек: раз при виде собак девушка лезет на дерево – её нужно показать психиатру. Мурли при этом действительно на взводе: поскольку она ушла «в люди», кошачьи родственники хотят от неё отказаться! А у них, в свою очередь, несчастья, болезни, драки с псами, роды (то бишь окот). Когда же Мурли приводит бездомную кошачью семью с детьми к Тиббе – его самого выгоняют из дома…
И всё это – в сопровождении живой музыки, с песнями, с танцами. И словно бы в двух пространствах. «Сферическая» сцена – арена, окружённая четырьмя секторами для зрителей, с готовностью вовлекающихся в стихию игры. В её внутреннем круге творятся события в мире людей, а «животные» дела – как бы внешний круг сценического универсума. Ведь человеческое плотно погружено в мир природы и насквозь пронизано им. Еланская через танец (балетмейстер Л. Парфенюк) и пластику (В. Аносов) выстраивает с актёрами точные пластические образы двуногих и четвероногих. А это позволяет постановщику чрезвычайно внятно, с мягким юмором, передать, как постепенно сердца Тиббе и Мурли открываются друг другу, как устанавливается взаимопонимание между людьми и животными. Процесс этот так увлекает зрителей, что самые юные из них принимаются подпевать исполнителям.
Спектакли Еланской потому так легко принимаются молодыми, что она не сюсюкает, не прячет жеманно и ханжески слишком откровенно-простые стороны жизни. Мурли – в спектакле куда откровеннее, чем в пьесе – ластится ко всем хорошим и сильным мужчинам: и к доктору Схюлду, и к Механику, и к Селёдочнику. Это – не измена Тиббе. Это просто – жизнь естества. Стремление столь естественное как для кошки, так и для женщины. Вот так же чеховская Каштанка любит и циркача, и столяра по-разному и за разное. В этом нет ничего запретного и скверного – это голос природы.
Мурли Е. Еловой быстра и легка, как настоящая кошка, – она почти не касается земли в движении. При этом сдержанна, серьёзна, лукава и нежна. Подлинный камертон доброты и чистоты намерений. А её дуэт с доктором (Д. Новиков) – едва ли не лучшая сцена спектакля по наполненности тёплой иронией и проникновенности. Мурли и доктор во власти искуса и сомнений. Но преодолевают и то и другое. Словно бы давая силу остальным персонажам выстоять против зла.
Пьеса А. Шмидта следует богатой традиции чудесного в европейской и мировой литературе, культуре. Сюжетами об оборотнях полны мифологии почти всех народов Запада и Востока. Отдавали ей дань и писатели, всегда, а в последние годы с особенным удовольствием участвующие в своеобразных культурологических перекличках со своими коллегами из иных времён. Эта перекличка бывает просто отдалённым отзвуком, эхом. Но может явиться «новой песней», преображающей старую тему. Обычно – как это нам известно из «истории вопроса» – оборотень лишь на время приходит к человеку, а затем (чаще по вине последнего) покидает его. Если же «потусторонняя сущность», начав помогать человеку, влюбляется в него и хочет с ним остаться, то высшие силы, как правило, ставят её перед выбором: либо ты теперь человек – значит, смертен и лишён волшебных свойств; либо сохраняешь в себе чудесное, но тогда не можешь быть в мире людей.
А. Шмидт написал не парафраз мифа и не притчу, а городскую сказку. Во-первых, кошка Мурли из бездомной жизни пришла в домашний мир, «организованный» современной цивилизацией города. Во-вторых, ей дано право остаться с полюбившимся человеком. Когда негодяи были посрамлены, правда победила, Тиббе вернулся в редакцию и на свою квартиру, а кошки и люди зажили в мире, – тогда Мурли окончательно решила остаться человеком. И кошки ей это простили! Но при этом, в-третьих, – что самое принципиальное и сущностное здесь – Мурли-женщине сохранены её волшебные свойства, и, как Мурли-кошка, она продолжает общаться с семейством кошачьих и руководить кошачьим агентством новостей. При всей языческой основе сюжета здесь можно усмотреть некий христианский мотив (если точнее, протестантский): по вере дано будет вам! Звучит, конечно, в этом и другая тема: если помнит человек, что он един с природой и часть её, то и прекрасное будущее обретает надежду!
Все эти мотивы точно уловила и распознала Екатерина Еланская – потому, верно, и поставила эту пьесу. Ведь юные и молодые – хотя бы в силу того, что только начинают жизнь, должны иметь «право на надежду». Это вообще сейчас, возможно, главная стоящая перед нами «идейно-насущная» задача – строить общество, в котором надежда не утрачивается, а всё возрастает.
У Театра «Сфера» получился очень нежный, одновременно забавный и глубокий спектакль о надежде, согревающей душу.