Школа – это радость, считают одни, каторжный труд, не соглашаются другие. В Финляндии, например, до четвёртого класса успехи учеников вообще никак не оцениваются, затем, до седьмого, журят или поощряют словом: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. И лишь потом начинает работать 10-балльная система, а первый стандартный тест, обязательный для всех, проводится по окончании 9-го класса, и его результаты ни на что не влияют.
Мы пока используем старую европейскую систему оценок, зародившуюся ещё несколько веков назад, и, судя по проведённому редакцией опросу, к её изменению общество не готово («Опять «двойка», «ЛГ», № 37). Да и надо ли действительно её менять? С этим вопросом мы обратились и к министру просвещения РФ Ольге Васильевой.
Уважаемая Ольга Юрьевна!
После прошедшего в конце августа Всероссийского родительского собрания в обществе возникла острая дискуссия об оценивании результатов обучения в школе. Мы тоже задали своим постоянным авторам, педагогам и родителям вопрос: нужно ли ставить оценки в первом классе и в начальной школе вообще («Опять «двойка», «ЛГ», № 37). Педагоги старшей школы считают, что оценки – это стимул для учёбы и ставить их надо уже с первых дней. Учителя же начальной школы и родители, напротив, уверены, что цифры (2, 3, 4, 5) малышам ни о чём не говорят и гораздо большей мотивацией могут быть какие-то иные способы поощрения – звёздочки, флажки, добрые слова, наконец. Эта точка зрения редакции кажется более обоснованной, ведь все мы тоже родители.
Просим прокомментировать результаты нашего опроса, а также инициативу Общественной палаты, включившейся в дискуссию и предложившей гражданам ещё два, на наш взгляд, несвоевременных вопроса: стоит ли сохранять оценки успеваемости в основной школе (5–9-е классы) и нужно ли расширить шкалу оценок, как это делается на ЕГЭ. Почему вопросы кажутся несвоевременными? Судя по письмам в редакцию, учителя устали от модернизаций и, скорее всего, введению новшеств будут сопротивляться. А без их поддержки реформа будет идти очень тяжело.
С уважением и надеждой на плодотворное сотрудничество
Максим Замшев,
главный редактор
«Литературной газеты»