Перейти к содержанию
  Среда 04 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

Так вот вы чем там занимались!

01 января 2007

ЛИТПРОЗЕКТОР

Борис Носик. Пионерская Лолита: Повести и рассказы. – М.: Текст, 2008. – 381 с.

«Не бойтесь греха людей и любите всякую вещь» – такой цитатой, напоминающей нам о заповеди старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, заканчивает свою «Пионерскую Лолиту» Борис Носик. Автор, стало быть, настолько человеколюбив и либерален, что призывает нас быть всепонимающими и всепрощающими. Что не может не радовать. Но призыву этому, как видно из книги, сам автор не следует: он готов любить отнюдь не «всякую вещь»! 

Буквально в каждом рассказе или повести сборника особенно подчёркивается негатив, связанный с советской эпохой. Это право каждого человека: любить или не любить. Но Носик рисует картину описываемого времени однобоко и потому недостоверно. Понятно, что в любой исторической эпохе есть что-то негативное. Но ведь это вовсе не означает, что напрочь отсутствуют положительные моменты. А вот по Носику получается, что в советскую эпоху ничего светлого не было. 

При чтении «Пионерской Лолиты» появляется ощущение, что автор чем-то очень обижен советской властью: язвительность и насмешка сквозят в описании каждого образа и ситуации. Предлагаю тем, кто ещё не успел прочесть повесть Б. Носика, познакомиться с обитателями пионерского лагеря имени пионера-героя Руслана Карабасова. Педагогический состав как на подбор: начальник лагеря, отставной майор, которому предстоит сделать нелёгкий выбор: «уеть» Валентину Кузьминичну, имеющую «зад, как у лошади», или безотказную повариху, грудь которой напоминает «склад ПФС»; старший вожатый Слава, развлекающийся в овраге с юными пионерками и мечтающий сделать карьеру в райкоме; пионерка Танечка, играющая днём в куклы, а вечерами бегающая в овраг к вожатым; безответная и безотказная студентка факультета иностранных языков Вера Чуркина, у которой «пионерики» постоянно крадут нижнее бельё и которая безропотно соглашается заняться любовью с библиографом Тоскиным, потому что у всех её подруг «это» уже было. Ну а сам Тоскин, которого послали в пионерский лагерь по разнарядке, – это «человек из подполья» нашего времени. Только вот герой Достоевского в знак протеста держал кукиш в кармане, а персонаж Носика, судя по всему, в ширинке – автор «Пионерской Лолиты» подчёркивает постоянно расстёгнутую пуговичку на брюках Тоскина. Носителем же народной мудрости является лагерный сторож, постоянно изрекающий афоризмы типа: «Вынул дедушка своё ремесло, засадил туда, где шерстью поросло». 

Кажется, вот как ловко окарикатурил автор пионерско-комсомольско-партийное совковое общество. Но всё это не ново, а всего лишь перепевы Аксёнова и Войновича, приправленные Алешковским и Галичем. Зато модно: грубая эротика и матерные частушки – для народа сойдёт. 

Впрочем, это не единственная «завлекалочка». Самое главное – название, ведь именно на него обращает в первую очередь внимание читатель. В заголовке книги и ключевом её произведении явно слышится перекличка с культовым произведением В. Набокова. 

Но возникает вопрос: оправдан ли приём? Ведь здесь ничего нет от набоковской «Лолиты». На первый взгляд схож сюжет: страсть немолодого человека к юной девушке. Но нет душевных метаний, боли и грусти главного героя «Лолиты». Гумберт Гумберт Набокова как-то незаметно успел стать Тоскиным, который томно взирает на пионерочку, бегающую по ночам к комсомольским функционерам Славе и Валере, и в то же время лениво занимается любовью с пионервожатой Верой. Получается, что любой охочий до молоденьких девушек мужчина должен вызывать ассоциацию с героем Набокова, а любая нескромная юная нимфа – с Лолитой. Словом, наобещали с три короба: дескать, новая «Лолита», а на деле… 

А на деле всё, казалось бы, как завещали классики (неслучайно на обложке книги Фёдор Михайлович соседствует с юной пионеркой, изображённой на марке, цена которой 15 копеек, – видимо, автор намекает, что не только марке, но и пионерке): дух любви витает над страницами книги. Куда там набоковскому Гумберту Гумберту с его любовью к нимфетке! Даже посвящение к «Пионерской Лолите» весьма романтично: «И.О. с любовью». Только вот любовь в книге Носика выступает в роли и.о. 

А остальные произведения книги только продолжают начатую мысль – при Советах всё было не так: ведь ни армянские девочки (рассказ «Две милые армянские девочки из той жизни»), ни фантастическое существо Гоч из одноимённой повести не счастливы в советской действительности. Воспоминания как героя «Пионерской Лолиты», так и автора книги желчны. Окружающая реальность в авторской интерпретации пошла и скучна. Кажется, окунаешься во что-то вязкое, клейкое, как ряска, что утягивает на илистое дно болотца, где обитает сам автор, щедро предлагающий гостям-читателям попробовать тины или мусора со дна – на выбор, – разводя руками: дескать, больше ничего и не имеем-с, ничего в своей дыре хорошего не видим-с… 

Зато проблема «отцов и детей» решена: дети, прочитав «Пионерскую Лолиту», могут смело сказать своим отцам: «Знаем, знаем, чем вы там занимались в пионерских лагерях!» 

Маргарита БАРОНОВА

Маргарита Баронова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Великие французы и великие русские: неразрывный культурный союз

04.10.2023

Слово и струна

04.10.2023

Через три часа

04.10.2023

Землепроходец и художник

04.10.2023

Чем детектив приятнее зазеркалья

03.10.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты