Слова классика советской литературы о жизни, которая даётся один раз, «и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», с каждым днём всё актуальнее в контексте дамоклова меча «позора за подленькое и мелочное прошлое». Но лишь время в состоянии объективно назвать: где – «борьба за освобождение человечества», а где – мышиная возня в коррупционных лабиринтах.
В сентябре 1958 года по рекомендации из Москвы в Сочи из одиннадцати сотрудников курортной газеты «Красное знамя» и редакции Сочинского радио под руководством репортёра Иллариона Максимова создали городскую организацию Союза журналистов СССР. В качестве почётного члена в неё избрали, в частности, легендарного писателя Николая Островского, скончавшегося в декабре 1936-го в Москве, а с 1928-го по 1936-й публиковавшего в местной печати свои материалы...
В предолимпийский и последующий периоды организация росла как на дрожжах. Принимали, кажется, всех, кто не поленился изъявить желание. Все ведь что-нибудь кропали в соцсетях. Почему бы не придать дополнительный вес написанному, а себе не добавить самоуважение? Так ли это на самом деле, похоже, в городе осуществившейся олимпийской мечты никого особо не интересовало.
Каждого второго с головой накрыла эйфория, или «головокружение от успехов», как сказал бы Иосиф Виссарионович. Ещё бы, им теперь любое море – по колено, любые горы – по плечу! Примерно в таком ключе с местных трибун и с телеэкранов ежедневно вещал и «олимпийский мэр», перманентно подчёркивающий «олимпийскость» всего, к чему прикоснулся (возможно, не давали покоя лавры древнегреческого царя Мидаса?). Средствам массовой информации оставалось лишь точно фиксировать для истории его эмоциональные речи.
Впрочем, за приукрашивание действительности никто из властей предержащих не был в обиде – чем толще слой сусального золота на рапортах-отчётах, тем лучше. И неважно, что приписываемый Петру I указ от 20 декабря 1708 года: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство» – остроумная стилизованная подделка. В Сочи придурковато-лихой вид, тем более вкупе с идиотским смехом, у представителей пишущей и снимающей на телекамеры братии всегда только приветствовался. А критика, пусть конструктивная и аргументированная, очень раздражала: «У людей что ни день – праздник, а вы тень на плетень наводите!»
О печальной истории успешного, но бездарно уничтоженного учредителем коллектива муниципальной газеты «Новости Сочи» под руководством талантливого и авторитетного журналиста Виталия Гантова «Литературная газета» подробно рассказала в материале «Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?» («ЛГ» от 15.02.2022 г.). Однако сочинское отделение Союза журналистов России эту ситуацию не отследило, не предотвратило, а может, сознательно проигнорировало, вопреки громким декларациям об объективности и честности из собственного устава. Да и что оно могло сделать? Общественная организация – подневольные, маленькие люди, финансово всецело зависимые от муниципалитета.
На последнем обстоятельстве с цифрами и фактами постоянно заострял внимание один популярный на курорте, но скандальный блогер, которого впоследствии за посты о «жирном и неэффективном» депутате отправили-таки на шесть лет в ангарскую исправительную колонию. Курьёз в том, что некоторое время спустя против того самого депутата серию судебных дел возбудила Генеральная прокуратура РФ.
Нет-нет, в Сочи с кем-либо ссориться, пусть и не без оснований, – себе дороже! Вот сочинское отделение СЖ РФ никогда ни с кем всерьёз и не ссорилось, зато как оно умело дружить, «довольствуясь возможным» и «не требуя должного»! Океан дружбы, в первую очередь, конечно, с нужными людьми, образовался с приходом в 2015-м на пост лидера организации руководителя одной из коммерческих медиаструктур, до этого занимавшего посты и советника сочинского градоначальника по СМИ, и начальника информационно-аналитического управления администрации города.
Коммуникабельный и улыбчивый, с какой лёгкостью он организовывал лоббирование «правильных» кандидатур на региональных и федеральных корпоративных выборах, какие снимал «видеоконфетки» о состоятельных персонажах, вроде «олимпийского мэра», как непринуждённо обеспечивал свою медиаструктуру значительной финансовой помощью мэрии! И щедрую преемницу в информационно-аналитическом управлении, разумеется, с успехом представил к почётному знаку «За заслуги перед профессиональным сообществом». В том числе, очевидно, за своевременное устранение с идеологического городского поля досадной помехи в виде не в меру профессиональной команды Виталия Александровича?
Помнится, в федеральном положении о наградах говорится что-то о гражданской позиции и безукоризненном нравственном авторитете среди коллег, содействии свободе слова и независимости российских СМИ, повышении социального авторитета журналистики… Да кто же сегодня верит печатному слову?!
«При Советах» тоже ведь всё было далеко не «слава Богу»! Возьмите для примера хотя бы того же почётного члена сочинского отделения Союза журналистов Николая Островского. Первое и последующие книжные русские издания романа «Как закалялась сталь» существенно отличаются как от рукописи, так и от журнальной публикации в «Молодой гвардии» в 1932 году. По политическим и конъюнктурным соображениям редакторами из текста убраны эпизоды, раскрывающие психологию молодёжи тех лет: с Львом Троцким в армии и на фронте; яростными дискуссиями с троцкистами и оппозиционерами, послужившими причиной раскола в рабочей, беспартийной, партийной и комсомольской среде; с участием Павла Корчагина в «Рабочей оппозиции»; о приспособленчестве во времена нэпа и агрессивном бытовом мещанстве. Значительно изменили даже любовную линию главного героя…
Согласно Платону, наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев. Но парализованный и слепой Островский сражался как мог. В декабре 2022 года «Литературная газета» в эссе «Рождённый бурей», посвящённом Николаю Алексеевичу, отметила: «…Вся его жизнь – это героический роман. Роман-эпопея, роман-баталия, роман-история, роман-трагедия… Впрочем, для кого-то сегодня это роман-приключение. А для некоторых – просто фантастика. Невероятную правду можно назвать фантастикой. И всё же она остаётся правдой. Островский прожил всего тридцать два года. Но сколько за эти тридцать два года всего прожито!..» (Елена Сазанович, №51 от 21.12.2022 г.).
За несколько недель до смерти писатель, скончавшийся от рассеянного склероза и прогрессирующей болезни Бехтерева (современные врачи на основании данных о состоянии его здоровья и течении болезни диагностировали ризомелическую форму анкилозирующего спондилоартрита), говорил: «Я хочу, я обязан дописать «Рождённые бурей». Вот почему я дрожу над каждым своим часом… Болят слепые глаза. Представь, что тебе под веки насыпали крупного песку… Жжёт, неловко, больно. Мне предлагают вынуть глаза. Говорят, будет легче. Ненадолго. Но без глаз – это уже совсем страшно… Одного боюсь, что болезнь подбирается к мозгу, к штабу. Вот это уже будет непоправимо».
Отрадно, что верное высоким олимпийским идеалам и принципам журналистское сообщество столицы Белой олимпиады, шестьдесят пять лет назад принявшее героя-мученика в свои ряды, в юбилейный для себя год с гордо поднятой головой готово ответственно заявить о взятой профессиональной планке. Превозмогая невыносимую боль, оно дрожало над каждым часом, смотрело во все глаза на происходящее, громко и чётко говорило только правду, одну лишь правду и ничего, кроме правды...