После трёх месяцев отсидки мир выходит из самоизоляции – с яростью. Такое впечатление, что нерастраченная энергия хлынула в русло агрессии.
В Америке полицейские взялись душить и стрелять чернокожих чаще обычного, тем более что Дональд Трамп своим расизмом создал благоприятную для насилия атмосферу. И последовал более крепкий, чем обычно, ответ общества в виде самых масштабных за последние десятилетия демонстраций и погромов радикалов.
Южная Корея усилила пропаганду на КНДР, запуская через границу воздушные шары с листовками. К слову, удивительно, насколько подрывные методы неизменны – такую раздачу практиковал ещё белоэмигрантский Народно-трудовой союз, послуживший и Третьему рейху, и ЦРУ против СССР. Пхеньян отреагировал решительно: взорвал здание, где находился узел связи для коммуникаций сторон.
На границе Китая с Индией – двух ядерных и недружных между собой держав, а ещё и членов БРИКС, – произошли самые серьёзные с 1975 года столкновения: с индийской стороны погибли 20 солдат, сколько с китайской – неизвестно. Причём гибли не от огнестрельного оружия – в стычках с особой жестокостью применялись камни и палки с гвоздями.
И это только на старте выхода из пандемии. Куда же движется мир? Что ещё может вспыхнуть?
Неизбежный экономический спад сократит благосостояние большинства людей и целых государств. Будет ли вторая волна пандемии осенью и насколько придётся вновь затормозить экономику, неизвестно. Соответственно отреагируют цены на нефть – и доходы российского бюджета. Противоречия по линиям расколов – экономических, социальных, политических – будут обостряться внутри и между странами. Перераспределение сил и ресурсов в мире всегда искрит – хорошо, если не выливается в передел.
На 9 августа намечены выборы в Белоруссии. На Западе к ним готовятся едва ли не больше, чем в самой Белоруссии. С учётом трений внутри Союзного государства – идеальный момент разорвать наш союз и устроить очередную «Украину».
В Польше грядущие в это воскресенье выборы президента, наоборот, принципиально ничего не изменят. А вот дальнейшие планы польского правительства усилить присутствие сил США могут подкрепить нерациональные амбиции Варшавы. Прибалтика с радостью подыграет деструктивным порывам.
Госперевороты тоже в планах. В Венесуэле, несмотря на скандальное поражение, администрация Трампа не сдаётся в стремлении убрать президента Николаса Мадуро. Готовятся сместить и президента Мексики Лопеса Обрадора, которого Вашингтон обвиняет в «избыточной популярности» среди народа – он ведёт активную социальную, разве что не социалистическую, политику.
Наконец, президентские выборы 3 ноября в США. Если Трамп, отстающий сейчас в опросах на 10 с лишним процентов от Байдена, проиграет, он вряд ли смирится с поражением. «Мою победу украли!» – заявит скорее всего Трамп и кинет боевой клич радикальному ультраправому электорату, вооружённому до зубов. В России многие злорадно порадуются раздраю в Америке, но у неё есть уникальная способность вынуждать весь мир платить за свой хаос.
Похоже, после пандемии мир остаётся каким и был – только ещё более опасным для людей: дарвинизм демонстрирует клыкастый оскал.
Надо сказать, что Россия по сравнению со многими другими странами выглядит островом стабильности. Благо островом гигантским. Мы прошли через кризис успешно и достойно. Это – лидерство примером, а технологиями борьбы с пандемией можем теперь и делиться. Если есть шанс для сотрудничества в мире, то это он.