Сентябрь. IV театральный фестиваль «Встречи в Одессе»
Рапортуем! За 51 номер уходящего года на страницах отдела искусства нами было отрецензировано 50 театральных премьер (включая 13 событий в области балета), подвергнуто детальному рассмотрению 19 киноновинок – как отечественных, так и зарубежных. Мы рассказали – и достаточно подробно – о том, как проходили 24 фестиваля в различных городах и весях, связанных с самыми различными видами художественного творчества. 40 свежих книг и альбомов по искусству было представлено читателям на наших полосах. Это не считая материалов обзорных, аналитических, проблемных и проч., в которых недавние события в сфере изящного также находили своё отражение. Но это всё равно – капля в море: жизнь искусства слишком необъятна для ста с небольшим газетных страниц…
Вот ещё четыре события 2009-го: каждый из сотрудников отдела вспомнил о каком-то одном своём впечатлении – не обязательно самом ярком, но «застрявшем в памяти», по тем или иным причинам не отпускающем, а значит, таящем в себе то, ради чего оно, искусство, и существует в нашей жизни. Ждём новых ярких впечатлений уже в 2010 году!
Собственное лицо, отличающееся «необщим выраженьем», фестиваль «Встречи в Одессе» обрёл не сразу. Начинался он шесть лет назад как научно-практическая конференция по проблемам русского театра на Украине. Ситуация тогда действительно была близка к катастрофической: бороться в одиночку с равнодушием чиновников от культуры было практически бесполезно, для конструктивного диалога с властью требовалось объединить усилия всех театров, оказавшихся в своей стране на положении чуть ли не изгоев. Инициаторами такого объединения стали директор Одесского русского драматического театра А.Е. Копайгора и драматург А.Е. Мардань. Неукротимая энергия двух Александров Евгеньевичей пробила все препоны, подняла на ноги невероятное количество людей в союзах театральных деятелей, в министерствах культуры и посольствах обеих стран. Им навстречу пошла даже местная власть, которой, положа руку на сердце, можно было только посочувствовать, ведь она тогда оказалась практически меж двух огней – официальной политикой незалежной Украины и энтузиазмом одесситов.
За минувшие годы на конференциях, ставших ежегодными, поднималось немало актуальных тем: состояние театральной критики и современной драматургии, проблемы формирования репертуара и подготовки высокопрофессиональных кадров («русские» курсы в большинстве украинских театральных вузов практически отсутствуют). В этом году объектом пристального внимания стало авторское право, точнее было бы сказать, авторское бесправие. Скептики, скорее всего, скажут: конференции – дело, конечно, хорошее, но кардинально ситуацию они изменить не в состоянии. Однако за минувшие годы она действительно изменилась, и свою лепту в это, безусловно, внесли и «Встречи в Одессе», которые уже через два года превратились сначала во всеукраинский, а вскоре и в международный театральный фестиваль. Главная его заслуга – возможность общаться: люди театра в профессиональном вакууме существовать не могут.
Однако со временем фестиваль, похоже, начал выкристаллизовывать в себе ещё одно качество, во всяком случае, нынешний, посвящённый 200-летию Гоголя, явно его продемонстрировал. Случайно или намеренно, но фестивальную программу составили спектакли, заставляющие зрителя вспомнить о том, что жизнь – это игра в предлагаемых обстоятельствах и относиться к ней на пределе серьёза полезно далеко не всегда. В каждом спектакле игра существовала по своим законам, в одних она была остроумна и изобретательна, в других больше походила на задачку из школьного учебника, но не лишённая ни чувства юмора, ни некоторой доли авантюрности одесская публика всякий раз принимала предложенные ей правила. Хотя бы ради того, чтобы посмотреть, что же из того получится.
Из пьесы Александра Марданя «Ночь святого Валентина», написанной в духе диккенсовских рождественских историй – с философским подтекстом и надеждой на счастливый финал, – в Луганском драматическом театре (режиссёр П. Морозов) получился триллер: супруги, вместо того чтобы прекратить изображать счастливую семью, в праздничный вечер разыгрывают друг перед другом любовный фарс, оборачивающийся трагедией. История осталась, но подтекст из неё, увы, исчез, словно его и не было.
Но были постановки, в стихию которых зрительный зал окунался безоговорочно. «На бойком месте» Белгородского драматического театра (режиссёр Ю. Иоффе) – на грани гротеска разыгранный «театр жизненных страстей», с интригой, словно подсмотренной в каком-нибудь абсолютно сегодняшнем сериале. «Ревизор» Ростовского театра драмы им. М. Горького (режиссёр Н. Сорокин) сыгран блестящим актёрским ансамблем как вечный праздник жизни тех, кого ни громкими скандалами, ни глобальными кризисами не проймёшь.
А уж «Женитьба» Севастопольского русского театра им. А.В. Луначарского в постановке В. Магара вышла чистой воды вакханалией в римском духе, где нашлось место и залихватскому «Яблочку», откаблученному лихими женихами, и томным полу- и совершенно обнажённым красавицам, тоскующим о большой любви, и многочисленным отпрыскам г-на Подколесина, так и не сумевшего сбежать от безоблачного семейного счастья.
На фоне этого безудержного, яркого, порою совершенно фантастичного карнавала «Дядя Ваня» Одесского русского драматического театра (художественный руководитель постановки Л. Хейфец, режиссёр А. Литвин) воспринимается как хитроумно разыгранная шахматная партия: фигуры, ходы которых на доске ставшей канонической пьесы, кажется, предопределены раз и навсегда, двигаются по полю так, как от них никто не ожидал. И с первых же минут возникает ощущение, что ты не за чужими судьбами следишь, а разыгрываешь собственную жизнь сам с собой. Впрочем, этим мы, по сути, каждый день и занимаемся. Но, пожалуй, только театр способен заставить нас это осознать.
, ОДЕССА–МОСКВА