Самое сложное в профессии журналиста, тем более «культурного», – суметь разглядеть неожиданное в привычном. Тихая улочка в ста метрах от громокипящего Садового кольца. Романтическая усадьба «осьмнадцатого» века, в которой обосновался не банк и даже не транснациональная корпорация, а музей. В общем, надо уметь удивляться. С этой мыслью я и поднималась по лестнице Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, спеша на открытие выставки художественной керамики. А добравшись до залов, отведённых под эту экспозицию, обнаружила немало новых поводов для удивления.
Начнём с того, что выставка посвящена 60-летию экспериментального творческо-производственного комбината Союза художников России «Воронцово». Ну разве неудивительно, что «Воронцово», которое профессионалы называют колыбелью московской школы керамики, уцелело и продолжает работать, хотя многие некогда знаменитые школы практически исчезли как художественное явление?!
Впрочем, бывает и так – школа вроде бы и существует, но в каком-то своём особом пространстве, никак не пересекающемся ни с реальностью, ни с историей. Но нет. Брожу по залам, наблюдаю и… удивляюсь. Кажется, что «Весна» Ларисы Скибы только что сошла с какого-нибудь ренессансного витража, а «Арлекины» Светланы Могутиной вот-вот отправятся на шумную площадь в Бергамо, играть комедию бессмертного Гольдони. Глядя на букеты Людмилы Ивановой, начинаешь жалеть, что ты не Дюймовочка и не можешь поселиться в одной из этих дивных роз. В большинстве работ ни капли чуть напыщенной – по определению – «музейности», они прекрасно вписались бы в реальные интерьеры. Так, «Три весёлых гуся» Натальи Полянской очень симпатично смотрелись бы в любой детской, а «Читатели» Татьяны Проценко добавили бы шарма самому респектабельному кабинету.
Мои размышления на тему «врастания» искусства в жизнь, возможно, длились бы ещё долго, если бы я вдруг не услышала за спиной чей-то голос: «Выставка замечательная, жаль только, что всей этой красоты никто не увидит, кроме сотни-другой профессионалов». Скептиком оказался главный редактор одного специального художественного журнала, и это тоже было удивительно. Неужели же, подумала я, после закрытия выставки всё это «богатство» в лучшем случае перейдёт в музейные закрома, а то просто-напросто вернётся в мастерские художников? А дизайнеры-практики будут, как и десять лет назад, заказывать для своих клиентов статуэтки, вазы и барельефы в Италии или Испании…
Лучший способ разрешить сомнения – обратиться к специалистам. Мнения, как я и предполагала, разделились.
Игорь ПЧЕЛЬНИКОВ,
художник-монументалист, дизайнер:
– Люблю керамику. Она – стареющий материал и в этом его главная ценность. Все эти трещинки, которыми покрывается ваза или статуэтка, лучшее доказательство того, что они – живые. Они впитывают энергию места, где обитают, и отдают её людям. Раньше основным заказчиком интерьеров было государство. А сегодня главный заказчик – состоятельные господа. Свои городские апартаменты и загородные особняки они строят с размахом. Средства-то у них есть, а вот с художественным вкусом у многих проблемы. Конечно, они нанимают дизайнеров, это сейчас модно, но, заказывая интерьер, они за свои деньги хотят видеть то, что они хотят видеть. Талантливых художников, работающих в современном дизайне, слишком мало. И в большинстве своём они ориентированы на Запад, а всех прочих мастеров в упор не видят, и они остаются невостребованными. В этом весь ужас нынешнего положения.
Василий ТЮЛЕНЕВ,
архитектор, дизайнер:
– Ещё лет десять предметы интерьера заказывали за рубежом, теперь всё чаще – здесь. У нас уже появляются мастера, умеющие работать не хуже итальянцев или испанцев. Но пока очень сложно найти адекватного исполнителя, профессионального и при этом не зарывающегося, готового переделывать, вносить какие-то исправления в свою работу. К сожалению, при работе с иностранными фирмами и мастерами гарантия того, что всё будет выполнено как надо, в срок и с уважением к заказчику, составляет процентов 95, а при работе с нашими – не более 40. Это настоящая головная боль и для заказчика, и для исполнителя проекта.
Однако после спада, наступившего в силу известных событий, сейчас в сфере российского дизайна наблюдается не просто подъём – взлёт. И настоящие профессионалы – керамисты, стеклодувы, кузнецы – в большой цене. Нередко, перебрав многих, заказчики находят «своих» авторов и потом передают их из рук в руки друзьям и знакомым. Это самая действенная реклама и самая надёжная репутация. Для заказчиков ценность авторской работы – вопрос не денег, а понятности. Они постепенно учатся видеть разницу между поделкой и профессиональной работой. Они ездят по миру, им есть с чем сравнивать. В искусстве, в том числе и прикладном, профессионализм от дилетантства отличается только наличием или отсутствием гармонии. Конечно, понимание не приходит в одночасье, но ситуация меняется, хоть и медленно, но верно.
А вот такая полярность мнений меня уже нисколько не удивила. Конечно, нашим мастерам очень трудно вписываться в совершенно новые для них условия творчества. Одни находят в себе силы на это, другие – нет. Но в целом хорошая перспектива для движения налицо. Чему экспозиция в музее на Делегатской служит прекрасным и зримым подтверждением.
Выставка «Самое близкое искусство» продлится по 2 февраля.