Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Такие разные жизни

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Юлиан Панич. Колесо счастья. Четыре жизни одного человека. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 585 с. – (Кумиры)

Это книга воспоминаний одного из самых популярных советских актёров 50–60-х годов, эмигрировавшего из СССР в начале 70-х, жившего в Израиле, ФРГ, США, а теперь бросившего якорь во Франции. В первые годы после распада СССР ему возвратили российское гражданство, он вернулся в Москву, даже приобрёл здесь квартиру. Однако и после этого всё же не остался на постоянное жительство в России. Судя по книге, радужные надежды автора вскоре обернулись жестоким разочарованием, и он предпочёл вернуться на Запад, хотя периодически приезжает на родину, общается с друзьями, ставит спектакли, встречается со зрителями, которые до сих пор помнят и любят своего кумира. (Кстати, мемуары Ю. Панича вышли в серии «Кумиры».)

Книга написана живо, откровенно, без занудства и зауми. Больше того, перелистывая страницы, невольно ловишь себя на том, что слышишь интонацию автора, который решил поделиться своими размышлениями о жизни и искусстве лично с тобой, будто ты – единственный его собеседник. Доверительность тона – едва ли не главное достоинство исповедального повествования Ю. Панича. Мемуарист воздаёт должное каждому, кто хотя бы однажды пришёл ему на помощь. Но не боится назвать поимённо и тех, кто отравлял ему жизнь: доносил, предавал, сплетничал, не разделяя своих недоброжелателей на живых и мёртвых. Что было, то было…

Социальный статус героев Ю. Панича, похоже, не имеет для него особого значения. О помощнице по домашнему хозяйству Матрёне Афанасьевне Коршуновой он пишет с таким же уважением, как и об Александре Вертинском, Леониде Лукове, Николае Черкасове, Александре Галиче, Григории Горине, Роберте Рождественском. Иногда с помощью всего одной-двух страниц ему удаётся существенно дополнить портреты людей, о которых, казалось бы, мы знаем достаточно. Например, Иннокентия Смоктуновского, Булата Окуджавы, Сергея Довлатова …

Но случается, Панич считает своим долгом подробно представить в «Колесе счастья» людей и менее известных, если, конечно, они, с его точки зрения, того заслуживают. Например, режиссёр Евгений Шифферс, под чьим руководством в начале 60-х годов Панич и его товарищи мечтали по примеру московского «Современника» создать в Ленинграде молодёжный театр. Они даже подготовили самостоятельно два спектакля (я видел их, и признаюсь, особого впечатления они на меня не произвели), однако планам этим не суждено было осуществиться…

Четыре жизни: советская, антисоветская, постсоветская и «последняя прямая» – из таких глав состоит книга Панича. Разумеется, деление это весьма условное. Нет-нет да и нарушит сам автор последовательность собственных воспоминаний, то забегая вперёд, то, напротив, возвращаясь к прошлому. И беды в том я особой не вижу. Ведь и в разговорах мы часто перескакиваем с пятого на десятое, забывая, что об этом уже говорили. А книга как раз и подкупает своей разговорной интонацией. Однако я погрешил бы против собственной совести, если бы не высказал одно принципиальное соображение, имеющее непосредственное отношение не только к этим мемуарам. Сегодня, если у автора есть имя (или деньги), издать любую книгу очень просто. Поэтому некоторые издательства не дают себе труда поручить подготовку рукописи к печати добросовестному, квалифицированному редактору (я уже не говорю о корректоре!). В результате страдают и читатели, и авторы. Первые получают недоброкачественный продукт, а вторые сами себя компрометируют. Книга Ю. Панича при всех её неоспоримых достоинствах, к сожалению, ещё одно тому свидетельство. Судите сами!

Повесть «Фата Моргана» («Fata morgana») написал известный украинский прозаик Михаил Коцюбинский, а вовсе не Леся Украинка. Серафима Бирман никогда не принимала участия в спектакле «Пер Гюнт», который действительно поставил Всеволод Аксёнов. Роль матери в нём исполняла сперва Алиса Коонен, а позже – Софья Гиацинтова. Поезд Москва–Киев не делает остановку в Курске, потому что идёт через Калугу, Брянск, Нежин и другие станции. Екатерина Фурцева никак не могла приказать переименовать фильм «Знакомые судьбы» в «Разные судьбы», хотя бы потому, что картина вышла в прокат в 1956 году, а она была назначена министром культуры СССР лишь в 1960-м. Леонид Луков сделал много хороших фильмов, но «Непокорённых» всё-таки снял не он, а Марк Донской. И «Верьте мне, люди!» тоже принадлежит не ему, а Илье Гурину и Владимиру Беренштейну, их фильм вышел на экраны в 1965 году, а Луков умер в 1963-м… И не мог Николай Черкасов беседовать с кем бы то ни было в 1967 году, поскольку скончался в 1966-м.

Уверен, эти и другие ошибки появились в результате того, что у рукописи не оказалось достойного редактора, который уберёг бы и автора, и будущих читателей от досадных недоразумений.

«Юлиан Панич. Дорога домой» – так был назван четырёхсерийный телевизионный фильм, снятый супругой и соратником автора Людмилой Панич в начале 90-х. «Колесо счастья» – в какой-то степени книжный вариант того фильма, дополненный и расширенный за счёт событий, произошедших позднее. И хотя мемуары озаглавлены по-другому, по сути своей они могли бы быть названы, как и тот давний фильм, «Юлиан Панич. Дорога домой». Потому что, как говорил незабвенный Александр Володин, у каждого из нас только одна жизнь и от этого никуда не деться…

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS