Главный тренд этого года – очень быстрая смена, казалось бы, давно устоявшихся правил и тенденций. Так часто бывает, когда проблема долго зреет и так же долго не решается – развязка наступает стремительно, принимая ураганный характер. Кто бы мог подумать, глядя на привычную новогоднюю клоунаду российских артистов, что через девять месяцев родится ребёнок – «Голос-2», который перечеркнёт все устоявшиеся представления об отечественной эстраде (см. «ЛГ» от 27.11). И сразу то, что считалось модным, крутым и продвинутым, вдруг стало убогим и никчёмным – например, песня Анжелики Варум «Сумасшедшая», сделанная в клубной электронной стилистике, воспринимается сегодня как анахронизм конца 90-х. Это давно замеченное явление – то, что органично в одной среде, не всегда успешно приживается в другой. Так было с Масяней, перекочевавшей из интернета на ТВ и благополучно исчезнувшей.Так же и с клубной музыкой – то, что убедительно звучит в небольшом, безупречно и мощно озвученном зале, да ещё и под воздействием определённого рода веществ, совершенно теряется на большом пространстве сцены, а тем более в эфире. Зато мейнстрим снова доказал, что он бессмертен, как Маклауд, – достаточно вспомнить дуэт Антон Беляев – Алена Тойминцева – самый яркий номер «Голоса-2». Не зря Нагиев отметил, что этот номер достоин показа на «Грэмми». Вообще чем ближе к финалу проекта, тем меньше в его шутках доля шутки. Зато Россию на MTV Europe Music Awards представляли Земфира, Нюша, Баста, Ёлка и Иван Дорн, которые по сравнению с упомянутыми героями «Голоса» выглядят недоучившимися студентами.
Нынешний год оказался урожайным на юбилеи. Кроме упомянутых в номере от 26.06, отпраздновали 100-летие Бриттена, 90-летие Каллас и даже не забыли про 110-летие Хачатуряна. Пышно отметили 200-летие Верди и Вагнера, только вот 200-летие Даргомыжского прошло незамеченным. А жаль – его оперы «Русалка» и «Каменный гость», романсы – это золотой фонд мировой культуры.
В Большом поставили «Летучего голландца». Ставил немецкий режиссёр Петер Конвичный со всеми своими модернистскими прелестями. Многие моменты выглядят как элементы столь модной сейчас в Европе гей-культуры – привлекательные герои-мужчины и нелепо безобразные героини-женщины. Оркестр звучал как-то странно, как будто дирижёр им не совсем управляет, да и солисты оставляли неоднозначное впечатление. А бедняга Вагнер писал романтическую оперу. Такие времена…
Зато либеральные российские журналисты с придыханием восхищаются тем, что происходит на майдане и поют дифирамбы большим артистам, которых России дала Украина, – Лолите Милявской, Леониду Ярмольнику, Игорю Крутому и другим. Правда, если сравнить их роль в контексте мирового культурного процесса, скажем, с Ольгой Бородиной (лауреат «Грэмми-2011»), Валерием Гергиевым или Анной Нетребко, то – сами понимаете… Кстати, двое последних открывали сезон этого года в Метрополитен-опера «Евгением Онегиным», где Нетребко наконец-то спела Татьяну. Но в массмедиа гораздо больше обсуждают её разрыв с Эрвином Шроттом.
Лариса Долина тоже отметилась на Бродвее в роли мамы Мортон в мюзикле «Чикаго». Правда, злые языки поговаривают, что произошло это при активном лоббировании продюсера Дмитрия Богачёва и ряда российских спонсоров. Косвенным подтверждением этому служит отсутствие имени актрисы в театральных афишах и то, что ей позволили сыграть только восемь представлений. Плохой английский певицы заставил режиссёра дать ей несколько реплик на русском. Зато теперь можно заявить, что сбылась мечта и Бродвей покорён, – а это позволяет поднять ставки при постановке «Чикаго» в России. Такие времена…
Валерий Гергиев в начале мая наконец открыл новую сцену Мариинки и сразу уехал в Москву на Пасхальный фестиваль. В этом году его программа была не столь интересна, как раньше. Например, цикл Гаврилина «Военные песни» получился крайне неудачным. Написанный для эстрадных исполнителей, в переложении на симфонический оркестр и академическую манеру пения он звучал довольно неубедительно. Раньше Пасхальный постепенно перетекал в фестиваль «Симфонические оркестры мира», а в этом году он так и не состоялся.
Зато в ноябре в Москве Венский филармонический оркестр под управлением Кристиана Телемана играл все симфонии Бетховена, а амстердамский «Концертгебау» отмечал свои 125 лет двумя концертами под управлением Мариса Янсонса. Но на этом приключения любителей классики не закончились. В конце ноября в Россию приехал наконец-то с сольным концертом Йонас Кауфман – лучший на сегодня драмтенор мира. Но концерт он давал не где-нибудь, а в гламурном зале для новых русских Барвиха Luxury Village. Цены на билеты начинались с восьми и доходили до сорока тысяч. Но несмотря на это, как ни странно, зал на 800 мест был почти заполнен. Кауфман отверг предложенную ему микрофонную подзвучку и добросовестно «отпахал» в натуральной акустике два полноценных отделения, да ещё и с «бисами». А вот Пласидо Доминго и Анжела Георгиу с удовольствием пользовались микрофонами – зачем напрягаться, если можно этого не делать? Такие времена…
От «ЛГ». Нынешний год оказался небесполезным не только для колумниста, но и для композитора Алябова. Помимо музыки к нескольким фильмам в театре на Басманной состоялась премьера его детской музыкальной сказки «Теремок». Однако гораздо большее внимание уделялось, например, детской опере «Пиноккио» итальянца Пьеранджело, поставленной в театре Покровского. Его долго уговаривали, два года работали над партитурой и в результате получили музыку, какую писали провинциальные советские композиторы лет 50 назад.