Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 ноября 2020 г.
  4. № 46 (6761) (18.11.2020)
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

Таких людей больше нет

Исполнилось 110 лет со дня рождения Александра Розанова

17 ноября 2020

К этой годовщине в Музее обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке открылась выставка, посвящённая памяти композитора и музыковеда и его жены Веры Милютиной. О них – в нашем материале.

Один дед Александра Семёновича был первым настоятелем дрезденского православного собора, другой – барон Икскуль из очень старинного эстляндского рода – военным в небольших чинах. Тётя будущего композитора, Александра РозановаНечаева, была очень известным профессором консерватории, учителем Дмитрия Шостаковича. Поэтому в детстве Розанов часто встречал в доме тёти Шостаковича, они занимались музыкой на одном фортепьяно. В семье Розановых один день говорили по-немецки, день – по-французски. Поэтому по-французски Александр Семёнович говорил так, что когда он в 80-е годы попал во Францию к своим родственникам, приходили французы послушать, какой бывает французский язык – язык Флобера и Анатоля Франса.

С тачкой в Дмитлаге

Понятное дело, что Розанов тоже учился в консерватории, какое-то время занимался у Глазунова. В возрасте 21 года блестяще окончил консерваторию и мог бы стать прекрасным концертирующим пианистом (его карьера уже начиналась), но в 1932 году попал в Дмитлаг, на строительство канала Москва – Волга. В первые два года Александр Семёнович был на грани жизни и смерти, ходил с тачкой, а потом, когда стали создавать культурные части при лагерях, попал в одну из таких частей. Там он занимался просвещением уголовников, создал музыкальный, театральный ансамбль.

В 1935 году Розанова перевели на поселение в Кировск. Это его спасло, потому что буквально через несколько месяцев начался страшный террор и всех, кто ещё не успел выйти, просто перестреляли. В Кировске Александр Семёнович преподавал в музыкальной школе, которая сейчас носит его имя. Там он жил до войны, потом попал на фронт, но в окопах был не очень долго. Его направили в известный «Ансамбль Обранта», фронтовой ансамбль, в котором танцевали дети из блокадного города и взрослые артисты. Они ездили по частям, выступали перед солдатами. В этом ансамбле Розанов впервые встретился со своей будущей женой Верой Милютиной, которая делала костюмы для танцоров. Они снова увиделись уже в блокадном городе, он ей отдал последний сухарь. Потом они стали жить вместе до 1987 года, когда Вера Милютина умерла. Розанов ушёл из жизни в 1994 году.

У каждого – своё творчество

Вера Владимировна Милютина оставила потрясающую графику – зарисовки блокадного Эрмитажа с разбитыми стёклами, дырами от снарядов, покрытым льдом паркетом, горами мусора на полу. Трагическая красота внешнего умирания и внутреннего сопротивления...

Розанов уже до войны написал две небольшие оперы, несколько оркестровых и фортепьянных произведений, после войны стал заниматься историей музыки, у него вышла и несколько раз переиздавалась книга о Полине Виардо. Когда он стал ездить во Францию, где у него были родственники, стал членом общества Тургенев – Виардо под номером 2. Анри Труайя был под номером 1, а он был под номером 2.

Александр Семёнович стал крупным специалистом в истории музыки. Он был человеком глубоко европейским, его «родиной» была Франция XVIII века, казалось, что он только что вышел из салона мадам де Ментенон. «Письма к дочери мадам де Севинье» он цитировал по любому поводу. Конечно, культуру начала XX века он тоже знал блестяще, но предпочитал в ней то, что ориентировано на его любимый XVIII век, на его любимую Францию: «Мир Искусства», круг «Аполлона», Михаила Кузмина…

blokadny-ermitazh450.jpg
Вера Милютина. Блокадный Эрмитаж

В детстве я часто гулял с ним по городу – и это было счастьем: он знал о каждом доме, мимо которого мы проходили, – кто его построил, кто в нём жил, какие известные люди здесь бывали…

Удивительный очаг культуры

А его жена Вера Владимировна всегда казалось очень простой, близкой к провинции. Она обожала вербные базары, рассказывала о промыслах, собирала северные народные игрушки, прялки, могла спеть какую-нибудь легкомысленную частушку. То есть они вдвоём представляли собой то, чем была Россия до революции. Александр Семёнович – это то, что внесла в Россию петербургская, дворянская культура, это окно в Европу. А Вера Владимировна любила и знала культуру народную, крестьянскую и купеческую, она ходила по Поволжью, по старообрядческим деревням, она любила московскую и провинциальную сторону России.

rozanov450.jpg

Их дом был удивительным очагом культуры в нашем городе. У них часто бывали искусствовед и писатель Михаил Герман, известный коллекционер и врач Григорий Левитин, крупный востоковед Юрий Кроль, балетмейстер Аскольд Макаров, здесь я познакомился с Ираклием Андрониковым. Увы, больше таких людей нет.

Тэги: Дата Александр Танков
Обсудить в группе Telegram

Александр Танков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS