Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 октября 2015 г.
  4. № 41 (6529) (21.10.2015)
Библиосфера

Такое разное побережье

21 октября 2015

Крым, я люблю тебя. 42 рассказа о Крыме/ Сост. Ирина Горюнова. – М.: Эксмо, 2015. – 544 с. – 5000 экз.

Книга, которая лежит передо мной, может по праву называться событием: впервые под одной обложкой оказались и известные авторы, и те, про которых пока никто ничего не слышал. Соединяет их всех тема сборника, заявленная в названии, – «Крым, я тебя люблю». Последнее слово заменено кокетливым сердечком, и по жёлтому песку идут в счастливое будущее босые женские ноги и мужские парусиновые штаны – очевидно, в таких ходил Максимилиан Волошин в своё время.

Открывает сборник рассказ Андрея Битова, который сразу переносит нас в далёкое прошлое: 46-й год, рисовое зёрнышко, а на нём трудолюбивый китаец, с которыми русские в то время были братьями навек, выгравировал письмо благодарности. Короткие детские воспоминания на двух страничках – известный писатель на удивление лаконичен и сдержан.

Этим не могут похвастаться некоторые молодые авторы, у которых из текстов бьёт молодой задор и лингвистическая избыточность, как у Анастасии Комаровой в рассказе «Дикари». Она явно поставила цель передать не просто хмельную летнюю молодость, но сделать это так, чтобы у читателя вырисовывалась чёткая картинка и скулы сводило от кислого винограда, ступни чувствовали острые крымские камни и волосы грубели от высохшей соли.

При всех этих особенностях читать Анастасию, в общем-то, легко и то, что она хотела передать, получилось.

Есть некая натяжка в том, что все авторы предоставили рассказы с обязательной темой Крыма, который, как известно, опять наш.

Роман Сенчин удивил своим выбором – полуостров в его рассказе присутствует лишь потому, что так потребовалось. Сам текст, посвящённый будням учительницы в далёком и маленьком северном городке, без Крыма не потеряет вообще ничего: то есть отсеки заключительную часть рассказа, в которой учительница пытается поехать на море, но так и не может, – и читатель этого даже не заметит. Да, рассказ. Да, про Север. При чём тут Крым? А не при чём. Нужно было вставить для тематического сборника – вот его и вставили.

Интересно, что косвенно русский Север присутствует в сборнике крымских рассказов ещё у одного автора – не совсем молодого и достаточно известного: у Данэля Орлова.

Он, геолог по образованию, сумел перебросить мост из своего таёжного прошлого в Крым 90-х годов прошлого века, самое начало смутного времени, когда деньги постепенно начали вытеснять из нашей жизни всё – память, историю, научный поиск. Но возрождающаяся вера даёт надежду на то, что не всё потеряно и в итоге всё равно будет лучше.

Один из самых странных, запутанных и невнятных рассказов сборника принадлежит Вадиму Левенталю. В один текст умещён изуродованный Юстиниан, современность в виде рассуждений о сексе на берегу и прочие вещи, способные заинтересовать нетребовательного читателя. Причём одно переходит в другое без всякого предупреждения, и приходится гадать, что относится к чему, что хотел сказать автор таким странным изменением сюжета и получилось ли это у него. На мой взгляд – нет, не получилось, рассказ неудачен.

Не менее странное ощущение после прочтения оставляет текст Елены Крюковой («Зодиак»). Писательница вообще не слишком утруждает себя хоть какой-то логикой. Лежащие на морском берегу девы ведут необязательную и ненужную беседу, потом рассказчик резко перепрыгивает в детство, потом – в Стамбул, появляется турок-убийца – и повествование на этом заканчивается. Короткие, будто обрубленные фразы, смысловая недоговорённость и запутанность, не связанное с сутью название оставляют не очень хорошее впечатление от прочитанного.

Рассказ Геннадия Шалюгина удивляет какой-то позабытой надёжностью – это как раз то, что в недавние времена называлось «крепким текстом». Его не портят даже постоянное морализаторство, простенькие аллегории, должные показать сложный внутренний мир героини. Основную идею рассказа можно уместить в двух словах – пробуждающаяся почка. Точная аллегория, которую подробно развивает героиня произведения, волею судьбы столкнувшаяся с самым, пожалуй, болезненным явлением современности – дети-сироты и отказники.

Из общего фона сборника выделяется рассказ Платона Беседина «Последняя крепость». Прочитал название, ждёшь, что речь будет идти об обороне Севастополя, но с первых же строк становится ясно, что оборона немного другая. Рассказ жесток и натуралистичен, сюжет закручен в манере хорошего детектива: сначала автор погружает читателя в действие, не давая ему расслабиться, нагоняя жути, и только во второй половине становится ясно, за что идёт борьба, что за конфликт и как он будет разрешён. Впрочем, останется ли победа за героями рассказа или у них ничего не получится, неясно до самого последнего момента. И переворачиваешь страницу, переходя к другому автору, с чувством облегчения: да, было понятно, что добро должно-таки победить зло, но кто ж его знает. И хорошо, что мои ожидания как читателя оправдались.

После текста Беседина хочется отдыха – и поставленный сразу вслед за ним рассказ Людмилы Коль «Роза» позволяет расслабиться.

Написанный в реалистичной манере, он посвящён отдыхающей, которая из года в год снимает комнату у этакой живописной хозяйки – Розы. Забавные сценки быта отдыхающих, типичная речь южной глубинки, которую не спутаешь ни с чем, оставляют хорошее ощущение от прочтения – то, что у дегустаторов называется послевкусием. Чем-то необъяснимо родным и очень знакомым веет от рассказа, хотя кончается он грустно – эмиграцией и неожиданной скоропостижной смертью. Может, потому ещё, что в этом рассказе приведены восхищающие героиню стихи легендарного крымчанина, поэта Максимилиана Волошина.

Живая зыбь как голубой стеклярус.

Лиловых туч карниз.

В стеклянной мгле трепещет серый парус.

И ветр в снастях повис.

Произведение Евгения Степанова «Школьники в Евпатории» может стать лидером сборника по простоте и лаконичности. Детские воспоминания о крымской здравнице выявляют конфликт, причём, по меркам того времени, совсем не шуточный, – кража дорогого фотоаппарата. Но при всей серьёзности ситуации заканчивается она просто и быстро – оболгавший героя мальчик тут же раскаивается и получает в наказание бойкот – самое страшное, чем мальчишеский коллектив мог наказать.

Да, всё это было, всё узнаваемо, всё близко и по-хорошему просто. Бывают такие тексты, от которых, при всей их ясности, тяжело оторваться и хочется перечитать.

В заключение можно сказать, что книга, объединившая в себе писателей самого разного уровня известности, таланта, политических и литературных взглядов, бесспорно, заслуживает как минимум внимательного читателя.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Константин Уткин

Константин Александрович Уткин (род. 1967, Моск... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS