КНИЖНЫЙ РЯД
История русского магазина / Под общей редакцией Л.А. Хасиса. – М.: Аркаим, 2006. – 254 с.: ил.
Вся история торговли в России начиная с 1600 года и до наших дней вошла в этот уникальный сборник фактов, фотографий, документов и статей. «Торговля в России издавна была одной из наиболее развивающихся отраслей экономики. К сожалению, около ста лет назад её рост значительно замедлился…» Так начинает свою вступительную статью к этому отлично иллюстрированному изданию министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.
Действительно, первый же вывод, который нельзя не сделать, рассматривая уникальные гравюры, картины известных художников с изображением продовольственных лавок, уличных торговцев, ярмарочных торжищ и дореволюционных витрин, – как же уютна, богата и достойна была торговая жизнь России конца XIX – начала XX века.
Особенную зависть по-прежнему вызывает информация (несмотря на то, что звучит она не в первый раз) о том, что «…В России сохранялись и фиксированные цены – на лекарства, печёный хлеб и мясо, перевозку грузов по железным дорогам».
Книга не превратилась в скучное научное исследование не только благодаря хорошему оформлению, но и за счёт того, что авторы, стремясь воссоздать полную картину российской торговли, использовали и художественные произведения. Отрывок из комедии А. Грибоедова «Горе от ума», часть письма А.С. Пушкина жене, описание постного рынка из книги И. Шмелёва «Лето господне», отношения продавцов к покупателям из повести М. Горького «В людях», суд над человеком, устроившим дебош в магазине, из повести В. Шукшина «А поутру они проснулись»…
Завершает повествование история современных супермаркетов и торговых сетей. Мне, как неспециалисту в области торговли, этот раздел книги показался наименее интересным. Вероятно, потому, что в современных магазинах в отличие от дореволюционных художественный вкус в оформлении заменила практичность, драматургия отношений продавца и покупателя свелась к кредитным картам, чекам и купюрам. И поход в магазин перестал быть поводом для общения, а стал только поводом для обогащения. Откуда взяться уюту в огромном супермаркете? Значит, нет его и в заключительной главе…