Всякий раз, когда умирает известный актёр или звезда шоу-бизнеса, возникает чувство неловкости от того, как телевидение подаёт эту «новость», собирая на ней рейтинг. Нарочно драматизируется биография, мучают друзей, знакомых и родственников: «а расскажите подробности», придумывают не существовавшие конфликты, лезут в интимную жизнь…
В случае с Ильёй Олейниковым рейтинг делали на его настоящей фамилии. На НТВ говорили, что антисемиты не пускали его, Клявера, на телевидение, – он даже вынужден был «перейти на фамилию жены». Не вдаваясь в сравнительный анализ национальной политики сейчас и во времена СССР, отметим отсутствие логики в этой спекулятивной версии: антисемиту всё равно, какую фамилию носит представитель столь нелюбимой им национальности. Несмотря на фамилию, а также на то, что он, по собственному признанию, половину букв не выговаривал, мальчика из Кишинёва приняли в Московское училище эстрадного и циркового искусства. Окончив его, работать он поехал не на родину, не в провинцию, его приняли в Москонцерт, потом в Ленконцерт. А судьбы артистов складываются по-разному: кто-то, как его однокурсник Геннадий Хазанов, очень быстро становится популярным (кстати, фамилия ему не помешала), а кто-то дозревает до всенародной известности годы.
Когда Олейников начал работать в дуэте с Романом Казаковым (помните: «Вопрос, конечно, интересный»?), они оба взяли сценические псевдонимы, потому что, согласитесь, объявление: «Рувим Бронштейн и Илья Клявер!» звучит несколько, скажем так, академично. Разговорный жанр – простонародный, решили, что «Казаков и Олейников» для афиши выглядит лучше. Они не одни такие. Многие работники искусства по разным причинам берут сценические псевдонимы: Наташа Королёва на самом деле Порывай, родившийся под именем Анатолий Калинкин становится Крисом Кельми, писатель Андрей Синявский печатался под именем Абрам Терц…
90-е годы для Олейникова были успешными, а для многих – нет. Народный артист России Владимир Ивашов, ставший популярным очень молодым, после «Баллады о солдате», например, в эти годы был невостребован, вкалывал, чтобы кормить семью, разнорабочим на стройке, надорвался и умер, прожив всего 55 лет. Олейникову повезло. Судьбоносным для него стали знакомство с выдающимся артистом Юрием Стояновым и совместная работа с ним. Появился «Городок», он стал популярным, когда страна корчилась в «реформах», разыгранные в нём грубоватые скетчи помогали пережить тяжёлое время, смириться с ним.
Часто в телепрощаниях звучат преувеличенные дефиниции: великий, великая – поддержка и комплименты были нужны при жизни. Посмертный пиар покойнику не нужен. Чрезмерность восхваления, его неискренность бросают тень на светлую память. Время всё расставит по своим местам.