С Натальей Савченко – актрисой Тульского драматического театра – я впервые познакомился в далёком 1995 году, когда увидел её на сцене в спектакле «Волки и овцы». Я вообще люблю классику, а тут увидел в роли Мурзавецкой такой глубины героиню Островского, что раз и навсегда влюбился в эту харизматичную, с особым шармом актрису. С тех пор незабвенный Сергей Михайлович Борисов, возглавляющий театр драмы вот уже более тридцати лет, при встрече перед спектаклями неизменно констатирует: «Маслов пришёл на Савченко».
И это действительно так. В творческом репертуаре актрисы свыше двадцати главных ролей в самых разных по жанру спектаклях тульского и других театров страны. А сколько было небольших, так называемых проходных ролей, Наталья Петровна уже, наверное, и сама не сосчитает. Но в том-то и дело, что у таланта не бывает проходных ролей! В любую из них она вкладывает всю себя, свою душу, своё сердце.
Помню, как в одном из спектаклей героиня Натальи Савченко с горечью восклицает: «У меня всё в прошлом: усохла, увяла…» А вот у самой Натальи Петровны с каждой новой работой успех идёт по нарастающей. Конечно, неизменный шарм и особый стиль чувствуются в каждой её роли, будь то величественная и неприступная королева Елизавета Английская из «А дождь себе льёт да льёт…» или весёлая, разбитная сваха Ханума из «Тифлисских свадеб». Но в каждой новой роли мы видим и другую, освоившую новую грань своего огромного таланта великую актрису Наталью Петровну Савченко.
И в этом вся Савченко: даже в незначительный эпизод, в коротенькое выступление она всегда привносит толику своего разностороннего таланта, дарит нам, зрителям, что-то новое, неизведанное. Вспоминаю, как блестяще недавно выступила Наталья Петровна на закрытии кинофестиваля комедий в Туле. Она сумела и превзойти всех до неё выступавших московских знаменитостей, и затмить своим искромётным юмором сверхпопулярного телеведущего Александра Олешко. А ведь произнесла-то всего несколько фраз! Но талант – он во всём талант: и когда она играет главную роль в классическом спектакле, и когда просто выступает на сцене.
А ещё мне очень импонирует Наташа за то, что любит животных. У меня на даче постоянно живут три уличные собаки, за которых я в ответе и которые меня любят не за еду и за косточку, а просто потому, что любят. Так и Наталья Петровна очень привязана к собаке, которая живёт у неё дома. И считает её удивительно умным и преданным существом. И в этом, как и с выбранной профессией, ей также повезло: и муж, и сын очень привязаны к животному.
Казалось бы, вот оно, счастье: неизменный успех на сцене, любимая семья, преданный друг-собака. Но Савченко утверждает, что она, как и все люди её профессии, очень незащищена и зависима.
– Я чувствую свою силу, когда выхожу на сцену, – говорит она. – Но порой жизнь ставит меня в такие ситуации, когда я в профессии ощущаю собственную беззащитность. Мне хочется, чтобы на сцене смеялись вместе со мной, а не надо мной. Также и в жизни. Актёрская профессия настолько зависима от всего, что иногда я думаю: знай я об этом с самого начала, крепко подумала бы, стоит ли мне этим заниматься?
Конечно, театр – это жизнь. Сложная, трудная, с препятствиями и невзгодами. Это не только успех, аплодисменты и цветы. Это – судьба. Только настоящий талант, до фанатизма преданный театру человек остаётся в этой профессии и добивается успеха. Наталья Петровна – из этой когорты людей. Ей подвластна любая роль. А ведь сыгранная по-настоящему роль героя накладывает свой отпечаток и на жизнь, судьбу актёра. Наталья Петровна признаётся:
– Всё, что я играю, каким-то образом влияет на меня, на поведение, на общение с людьми. Например, когда я репетировала «Волки и овцы», то была очень крутой: могла всё, что угодно. И это ощущение силы своей героини – крутой Мурзавецкой – сидело у меня внутри: «Имею право!»
А может, такое ощущение внутреннего слияния со своей героиней возникло у актрисы из-за того, что ей очень близки роли в классических спектаклях? В тех, которые прошли испытание временем и остались на сцене, где действуют настоящие, не придуманные герои из нашей реальной жизни?
Признаться, я тоже очень люблю классику. И когда в тульской драме ставится очередной такой спектакль, всегда знаю: это будет интересно, это надо обязательно посмотреть. А много раз случалось наоборот: играют какую-нибудь легковесную, с песнями и плясками, мелодраму, зал переполнен, публика в восторге, а хочется покинуть зал уже в антракте. Вот так и Наталья Петровна прямо заявляет:
– Я очень хочу играть классику! Я бы хотела сыграть Ольгу в «Трёх сёстрах» Чехова. Или что-то из Горького, поскольку я нижегородская, душа лежит к нему. Но Горький сейчас не в моде, а Чехова не понимают. К сожалению, сегодня даже классика стала конъюнктурной, её подразделяют: это можно ставить, хорошо «для кассы», а вот это смотреть не будут. А те же «Мещане» Горького просто просятся на сцену: так современно и так необходимо это видеть людям, чтобы изжить из себя мелкое, ненужное и бездуховное.
Я бы полностью присоединился к такой оценке театрального репертуара со стороны великой актрисы. Почему-то имя и произведения пролетарского писателя постепенно вытесняются из современной жизни. Даже наш Тульский драмтеатр, ранее носящий имя А.М. Горького, со временем «забыл» о нём и отбросил как нечто ненужное и постыдное.
А ведь всё это – наша история, наши корни и фундамент, на котором строятся нация, страна, общество. Забывать её, переоценивать в угоду сиюминутной потребности нельзя. И Наталья Петровна это прекрасно понимает. Чувствуется, с какой болью она переживает такие перемены:
– Телевизор стараюсь не смотреть. Когда вижу, что страна, которую я люблю, начинает сама себя продавать и предавать, становится больно. И потому читаю классику, Библию, Пушкина. Вот перечитала «Недоросля» Фонвизина. И была потрясена: какая живая современная пьеса, какой язык! А «Горе от ума» Грибоедова – вот бы это сыграть!
В театре Савченко уже играет много лет. Был Ленинградский театр Ленсовета, где судьба свела её с такими корифеями сцены, как Алиса Фрейндлих, Товстоногов, Владимиров. Были Нижний Новгород, Ереван… Но только в Туле талант Натальи Петровны раскрылся в полную силу. Здесь ей стали подвластны любая роль, спектакли разных жанров. И во многом в этом заслуга художественных руководителей театра.
– Я работала со всеми худруками последнего времени, – рассказывает она. – И со всеми у меня были хорошие отношения. Кондратьев ввёл меня в легендарный спектакль «Соловьиная ночь». Он так и сказал: «Наташа, ты – единственная, кто может сделать эту роль». Попов, несмотря на моё всегдашнее особое мнение, позволял мне всё, за что я ему очень благодарна. А сейчас я много работаю с новым главным режиссёром театра – Дмитрием Красновым и тоже нахожу с ним общий язык.
Актриса немного лукавит, упоминая о Краснове. Она считается любимой актрисой Дмитрия Алексеевича. И хочется верить, что именно с этим режиссёром сбудется мечта Натальи Петровны поставить на сцене Тульского драмтеатра классику Чехова, Горького, Фонвизина, Грибоедова, сыграть в них главные роли. Кстати, она считает, что актёрам-мужчинам везёт гораздо больше, чем женщинам. Для них пишут серьёзные роли, у них огромный материал, а в уста героинь этого почему-то не вкладывают. И добавляет:
– Мне просто повезло с ролью в спектакле «А дождь себе льёт да льёт…», где я сыграла королеву Елизавету. Эта роль написана, если можно так сказать, по-мужски. В смысле ощущений, объёма мыслей, понятий, проблем. Мне даже кажется, что такой роли у меня больше не будет.
В этом я не согласен с Натальей Петровной: не всё зависит только от роли. Многое можно изменить, усилить и улучшить талантом, шармом, обаянием актёра. И Савченко это удаётся сделать как никому другому. Неслучайно она получает уже третью премию «Триумф». Первая была за роль второго плана в спектакле «Между чашей и губами», вторая за Жозефину в «Корсиканке», третья за исполнение знаменитой роли Филумены.
Очень интересна история с последней ролью. Сначала актриса отказалась от неё. Причина в том, что эту роль уже играли ранее такие знаменитости, как Софи Лорен, Чурикова и другие. Да и в нашем театре её уже исполняла Римма Асфандиярова. Но, перечитав пьесу, актриса поняла, что такими ролями не разбрасываются. И блестяще доказала это на сцене.
Говорят, что актёры, как хорошее вино, с возрастом должны только крепнуть в своём таланте, становиться более интересными – ведь накоплен огромный опыт. И ведущая актриса Тульского академического театра драмы, прима этого старейшего театра страны, актриса «в королевской мантии» Наталья Петровна Савченко является самым лучшим тому подтверждением: с каждой новой ролью она радует и поражает зрителя новыми, неизведанными ранее гранями своего неповторимого таланта.
, ТУЛА