Михаила Ломоносова знает в нашей стране каждый ребёнок. Имя поморского крестьянина, пришедшего с рыбным обозом в Москву, давно стало нарицательным. А Григория Николаевича Теплова, современника Ломоносова, учёного, который был ещё художником и композитором, – знают только специалисты. А ведь Ломоносов и Теплов очень схожи между собой: оба из низшего сословия, оба учились у богослова Феофана Прокоповича, затем в Германии, оба служили в Петербургской академии наук, однако именем Ломоносова назван Московский университет, а Теплов, который сочинил устав этого же университета, – давно позабыт. Почему?
Вообще в судьбе Теплова очень много белых пятен. Даже точная дата его рождения неизвестна. Появился будущий учёный на свет то ли 1 декабря, то ли 20 ноября, то ли в 1711-м, то ли в 1717 году, но самое главное – происходил из «подлого сословия». По одной версии, был он сыном служившего у Псковского архиерея истопника, отчего и получил фамилию – Теплов. По другой (неофициальной) – незаконным сыном этого же архиерея, отданным на воспитание истопнику. А архиереем был не кто иной, как Феофан Прокопович – сподвижник Петра I, богослов, проповедник, юрист, историк, автор многих научных трудов и идеолог петровской модернизации. Если судить по тому, как всячески он опекал Теплова в школе при Александро-Невском монастыре и как рекомендовал отправить его в Германию, можно предположить наличие между ними родственной связи. А иначе с чего бы великому учёному хлопотать за сына истопника?
Но недаром хлопотал Феофан Прокопович! Мальчик, прекрасно понимая, что в жизни у него только один способ подняться – учёба, учился и день и ночь. В короткий срок освоил грамоту, письмо, стал изучать биологию и географию, занимался также музыкой и живописью. Вообще, искусство шло у Теплова рука об руку с наукой. В Пруссии, помимо биологии, географии и философии, он пробует себя в литературе: переводит сатиры Кантемира на латинский язык, а также публикует «рассуждение о начале стихотворства», где очень подробно излагает свои взгляды на поэзию. Сочиняет музыку. Пишет картины, которые в будущем будут выставлены во многих российских музеях.
В 1736 году Григория Теплова – блестяще образованного молодого человека, знающего несколько европейских языков, возвращают в Петербург и назначают переводчиком при Академии наук. Впереди – самые радужные перспективы, но судьба неожиданно наносит удар.
Вот как обстояло дело: двор императрицы Анны Иоанновны разделялся на два враждующих лагеря. Первый возглавлял патриот Артемий Петрович Волынский, второй – немец Бирон, фаворит императрицы. Теплов примкнул к лагерю Волынского, став его секретарём и переводчиком. Но Бирон победил, обвинил Волынского в заговоре с целью захвата престола, и Артемия Петровича казнили. Теплова арестовали и привезли в кандалах в Тайную канцелярию для допросов «с пристрастием». Но за него снова просит Феофан Прокопович. Что именно он посулил Бирону – неизвестно, однако это сработало, и через несколько дней Теплов срочно уезжает в Германию.
Глядя на мелькающие за окном пейзажи, горько думает, что карьера его рухнула безвозвратно. Но, как говорится, чем ниже падение – тем выше взлёт. Через год умирает Анна Иоанновна. Теплова возвращают в Петербург и повышают в должности: назначают адъюнктом (помощником) при Академии. Когда же к власти приходит Елизавета Петровна, то его, сохранив должность, отправляют на учёбу в Париж и Тюбинген. В Тюбингене Теплов знакомится с фаворитом императрицы Алексеем Разумовским, и он, очарованный его талантами, назначает Теплова воспитателем к своему младшему брату Кириллу. Когда же Теплов и Разумовские возвращаются в Петербург, императрица дарит 18-летнему Кириллу должность президента Академии наук! И Теплов, без которого Кирилл и шагу не сделает, становится фактическим руководителем Академии.
Академия наук в то время находилась в состоянии крайне плачевном: гимназия и университет числились только на бумаге, да и самой бумаги было в ограниченном количестве ,не было ни преподавателей, ни учеников,. И Теплов, не умеющий жить без конфликтов, ни в жизни, ни в науке не ведающий компромисса, берётся за восстановление Академии круто и беспощадно.
Вначале он написал донос на Миллера за исследование «О происхождении народа и имени российского», где тот развивал теорию о скандинавском происхождении варягов и доказывал, что скандинавы лишили Россию оружия и полностью подчинили её себе. Затем поссорил Тредиаковского с Сумароковым, грозил Ломоносову отставкой за то, что тот выступал против его власти. Без сомнения, Теплов мечтал возвратить Елизавете Петровне Академию наук, а не фикцию, какой она была в то время, но его непримиримость и злость, подогреваемые ревностью и соперничеством с Ломоносовым, сыграли в итоге против него.
Вот что написано о нём в Русском биографическом словаре: «Он вмешивался как начало не примиряющее, а обостряющее разногласия, ибо всегда становился на определённую сторону – был партиен, а следовательно, не беспристрастен. Его деспотизм и гнёт пришлось испытать и труженику Миллеру, и гордости Академии – Ломоносову, и даже Тредьяковскому». (Половцев. СПб., 1912.) По воспоминаниям современников, он «ругал, как хотел, и даже грозил шпагой заколоть» – и в итоге восстановил против себя всех. И когда Елизавета Петровна назначила Кирилла Разумовского гетманом Украины, спешно уехал вслед за благодетелем. На Украине под воздействием хорошего климата Теплов немного успокаивается, занимается ботаникой, экономикой и пишет одну из первых в России философских работ на русском языке.
Однако скверный характер снова не даёт ему спокойно жить.
Не согласный с политикой Петра III, он всюду говорит о нём «бранные слова». Его вызывают в Петербург, подвергают допросам и заставляют подать в отставку. Теплов, кипя ненавистью, примыкает к заговору братьев Орловых. Несмотря на скверный характер, заговорщикам он необходим: красноречиво говорит и очень хорошо пишет. Именно он написал для императора Петра III акт отречения, манифест о вступлении на престол Екатерины II и текст присяги. Он присутствовал при убийстве императора в Ропшинском дворце, а по многим слухам, гулявшим по Петербургу, он и есть убийца Петра III.
Екатерина дарит верному слуге пенсию в 20 тысяч рублей, имение в Орловской губернии и своё безграничное доверие. Теплову дают чин тайного советника и назначают сенатором и статс-секретарём «к принятию решения, поступающих к государыне». Григорий Николаевич пишет первые государственные указы и готовит распоряжения для армии. А через несколько лет принимает участие в «образовательной реформе». Сам незаконнорождённый, он ратует за всеобщее образование для мальчиков – даже для слуг и работников – и предлагает строить бесплатные гимназии, куда будут принимать все сословия! Но, увы, проект этот оказался смелым даже для просвещённой Екатерины.
Однако главный вклад Теплов внёс в музыку. Он издал первый в России сборник вокальных песен на стихи Сумарокова, Бекетова, Елагина: «между делом и бездельем или собранием разных песен с приложенными тонами на три голоса». Музыку на стихи сочинил он сам. Этот сборник стал предтечей русского романса, а позже исследователи его творчества назвали Теплова «дедушкой русского романса».
С возрастом его непримиримый характер становится совсем несносным, и Екатерина потихоньку отдаляет его от двора. Теплов живёт у себя в имении, занимается ботаникой, лесоразведением, пишет труды по философии. 13 апреля 1779 года сердце этого непримиримого авантюриста и учёного остановилось. Со всеми почестями его похоронили в Александро-Невской лавре. Сложно сказать, почему имя Теплова не пережило века. Возможно, причиной тому потомки тех, кому он перешёл дорогу, а возможно, – в характере. Ведь характер – это судьба, и судьба часто не в настоящем, а в будущем.