Современную отечественную эстраду ругают, за редким исключением, все: и голоса-то у новоиспечённых «звёзд» отсутствуют, и на сцене они держаться не умеют, и двигаются как марионетки – ни грации, ни пластики. Некоторые даже нотной грамоты не знают, и осваивать её не собираются – им-де и так хорошо. В отношении большинства эстрадных исполнителей, если можно так выразиться, младшего поколения всё именно так и обстоит. Что неудивительно.
Это мэтры, как правило, заканчивали не только музыкальную школу, но и музыкальное училище, а некоторые даже консерваторию. Причём педагоги вовсе не собирались растить из них звёзд, относились и к успехам их, и к промахам соответственно. А «курс молодого бойца» в каком-нибудь очередном «инкубаторе талантов» составляет от силы полгода, дольше – продюсерам уже невыгодно. И относятся они к своим подопечным не иначе как к мега-звёздам вселенского масштаба. Независимо от размеров отпущенного им дарования. Но чему можно научить даже юное дарование за столь короткий срок? Профессии? Увы – двум-трём относительно эффектным приёмам самоподачи. А когда «фабрика» шоу-бизнеса выжимает «звёзд» за пару лет без остатка, их просто сбрасывают с эстрадного небосклона. А их место занимают вчерашние «фабриканты», мечтающие о стремительном взлёте к славе.
Впрочем, это их выбор. Есть ведь и другой путь, гораздо более интересный, увлекательный и, главное, результативный. В Московском детском театре эстрады подход к выращиванию талантов принципиально иной. Педагоги и режиссёры не эксплуатируют дар, отпущенный ребёнку природой, а постепенно и очень бережно развивают его. Можно сказать, что талант «растёт» вместе с ребёнком, который шаг за шагом постигает разницу между любительством и профессионализмом.
Идея создать коллектив, где дети смогли бы заниматься эстрадой профессионально, «по-взрослому», а не на уровне пионерского хора, родилась у композитора Валентина Овсянникова ещё во время учёбы в Гнесинском училище, но реализовать её он смог только в 1989 году, когда эстрадная группа «Детский мир» превратилась в Детский театр эстрады. Большую помощь в создании театра оказали тогда Московский детский фонд, Московский государственный театр эстрады и Московский фонд мира. И меньше чем через год, в январе 1990 года, выходит в свет первый музыкальный спектакль – «Топ–топ. Первые шаги».
За почти двадцать лет существования театра режиссёры и педагоги вместе со своими воспитанниками создали спектакли в самых разных жанрах: рок-оперу «Малыш», мюзикл «Живут на свете дураки», эстрадное шоу «Государство детей», музыкальный спектакль «На фоне Пушкина снимается семейство». Сейчас в театре занимаются более 150 детей: самым младшим – четыре-пять лет, выпускникам – шестнадцать. Юные артисты принимают активное участие в культурных программах правительства Москвы, в благотворительных концертах, выступают на радио и телевидении, записывают аудиоальбомы, участвуют в совместных концертных программах со многими звёздами российской эстрады на самых престижных площадках столицы – в Кремлёвском дворце, «Олимпийском», «Лужниках».
И вот театр отпраздновал новоселье. Новое помещение больше прежнего почти в девять раз – 2,7 тысячи квадратных метров, на которых разместились классы для индивидуальных занятий вокалом, специально оборудованные хореографические классы, видеостудия, студия звукозаписи и уютный зрительный зал на 200 мест. Теперь весь цикл подготовки и выпуска спектаклей и шоу, включая студийную запись музыки и создание декораций и костюмов, сосредоточен в одном месте.
Мастер-классы для ребят проводят мэтры отечественной эстрады. Так что о подводных камнях артистической карьеры юные артисты узнают «из первоисточника». Конечно, не все из них становятся профессиональными певцами и музыкантами, но те, кто выбирает для себя этот нелёгкий путь, отдают себе отчёт в том, что настоящему успеху предшествует долгий и упорный труд. А «звёзды», зажжённые в одночасье, сгорают так же быстро, как и вспыхивают.