Владимир Казаков. Воскрешение на Патриарших: роман, рассказы. – М.: Флюид ФриФлай, 2019. – 256 с. – 1000 экз.
Главному герою романа «Воскрешение на Патриарших», журналисту и писателю Игорю, попадает в руки рукопись, в которой описана Москва времён его юности – в таких подробностях, которых никто не может знать, кроме ближайшего круга друзей. Но кто из них мог написать это произведение?..
Пока Игорь ведёт собственное литературное расследование, попутно пытаясь разобраться в себе, автор погружает нас в события этого романа в романе под названием «Несколько дней одного года». Его безымянный главный герой, очнувшись с похмелья у кремлёвской стены, вдруг понимает, что оказался в прошлом – в Москве 1979 года, где в автобусах ещё нет турникетов, вместо храма Христа Спасителя – огромный бассейн, а в угловом гастрономе работает та самая Люська, у которой можно недорого раздобыть хороший портвейн. Но перед нами не банальная история о путешествии во времени, а история глубинного экзистенциального поиска: «Всё неумолимо складывается в чудовищную абракадабру! В моей квартире живёт другой человек, мои одноклассники меня не знают! Меня нет в 1979 году. Но меня нет и в том мире будущего, откуда я попал сюда. Где я?! Кто я?!» Эту необычную дилемму должен разрешить главный герой «Нескольких дней одного года».
Незаметно для читателя два сюжета тесно переплетаются, завязываются в огромный морской узел – не распутать. Герои много пьют, много рефлексируют и ведут длинные задушевные разговоры – «о времени и о себе». Тут и там стеклянными осколками поблёскивают в тексте литературные аллюзии и отсылки, создавая дополнительные оттенки смысла. Но всё это – не главное.
А главное в романе – это щемящая нежность детских и юношеских воспоминаний, ностальгия по тому простому и доброму миру, откуда родом герои романа. Откуда мы все родом. Именно эта нежность пополам с воздушными, поэтичными образами остаётся горько-сладким послевкусием от прочитанного.
Роман заканчивается обещанием счастья: «Сейчас неожиданно все разноцветные и причудливые осколки вдруг совпали, встали на свои места. И это оказалась довольно простая, но такая по-настоящему реальная картинка под названием – его жизнь. Всё на месте. Остались лишь последние штрихи, чтобы на ней засияло солнце…»
Кроме «Воскрешения на Патриарших» в книгу вошли три светлых и немного печальных рассказа, отчасти продолжающих тему романа, – истории о сокровищах детских и юношеских лет, которые делают нас теми, кто мы есть.
Людмила Тарасова