Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2013 г.
  4. № 48 (6441) (04.12.2013)
Литература

«Там пел я вольность удалую»

04 декабря 2013

С любовью будет произноситься, и часто будет произноситься имя господина Огарёва, и позабыто оно будет разве тогда, когда забудется наш язык.
Н.Г. Чернышевский


«В человеке должно видеть человека», – писал «отец русской интеллигенции» Виссарион Белинский в статье о романе «Герой нашего времени», показав, как этого достигает М.Ю. Лермонтов в образе Печорина. Попробую и я, вслед за ними, попытаться сделать то же самое, но уже в отношении одного из самых замечательных поклонников Белинского и Лермонтова – Николая Платоновича Огарёва, который и по сей день остаётся в тени своего дальнего родственника А.И. Герцена.

Огарёв родился в Санкт-Петербурге в семье богатого пензенского помещика и происходил из благородных родов дворянских и чиновных аристократов. Будущие же поколения почитали и чтут этого деятеля российского революционно-освободительного движения за то, что он был прежде всего «аристократом духа». Своё детство, а отчасти отрочество и юность он провёл в родовом имении отца в селе Старое Акшино Пензенской губернии. «Акшино было для меня местом романтической привязанности, не меньше моей религиозной любви к умершей матери», – писал этот удивительный человек позднее. «В то время было движение ненависти крепостного человека к барству. Я на этом чувстве и рос».

По осени, в 1820 г., семья Огарёвых переехала из Старого Акшина на постоянное жительство в Первопрестольную. Приблизительно к 1823–1824 гг. учёные-огарёвоведы относят первое знакомство Николая с Александром Герценом, который был на год его постарше. С зимы 1826 г. между Александром и Николаем началось и духовное родство. Вскоре это сближение переросло в крепкую и нерушимую дружбу. После этого подошёл и «день сознания своей дороги» – так Огарёв окрестил памятную дату их с Герценом клятвы на Воробьёвых горах в 1827 г. – эта клятва стала чётким планом всей дальнейшей жизни, деятельности и творчества. Герцен не раз говорил, что он и Огарёв – «разрозненные томы одной поэмы», которые «сделаны из одной массы», хотя и «в разных формах» и «с разной кристаллизацией».

В сентябре 1829 г. в одно время они поступили в Московский университет, затем в январе 1832 г. Николай стал действительным студентом нравственно-политического отделения. В огарёвоведении едина мысль о том, что в университет они оба поступили с твёрдой решимостью основать здесь тайное общество с целью продолжения дела декабристов. И действительно, вскоре вокруг них сложился кружок вольнолюбивой молодёжи, в котором студенты знакомились с трудами передовых для того времени русских и зарубежных писателей и учёных, особенно французских материалистов и социалистов-утопистов, мечтали о «новом союзе по образцу декабристов».

Но уже летом 1833 г. за Огарёвым был установлен негласный полицейский надзор – за связь с членами кружка Н.П. Сунгурова, сосланными в действующую армию на Кавказ. Ко второй половине этого же года относится знакомство молодого Николая с А.И. Полежаевым. Полк, в котором гонимый императором поэт служил рядовым солдатом, находился в это время в Москве. Так что поэт-солдат имел возможность сблизиться с друзьями из круга общения Герцена и Огарёва.

10 июля 1834 г. сын пензенского помещика впервые был арестован и провёл 9 месяцев в одиночном тюремном заключении «за прикосновенность к делу о пении в Москве несколькими молодыми людьми пасквильных стихов» и «переписку, наполненную свободомыслием». Действительно, студенты, певшие на вечеринке антиправительственные песни, даже разбили бюст государя Николая Первого. Но ни Огарёв, ни Герцен участия в пирушке не принимали, так что суровое наказание, постигшее действительных её участников, их миновало. В то же время захваченные при обыске у них бумаги показали, что они очень интересуются французскими социалистическими системами, особенно сен-симонизмом – и этого было достаточно, чтобы признать их виновными.

Переживания об этом не лучшем промежутке своей жизни нашли отражение в огарёвской поэме «Тюрьма», написанной уже за рубежом, в 1857–1858 годах. Приговорённый к ссылке, Огарёв в середине апреля 1835 г. с жандармским конвоем был доставлен в Пензу под «строжайший секретный надзор» местных властей и под наблюдение отца.

Человек крайне скромный, застенчивый, хотя и полный веры в своё призвание, Николай Платонович неотразимо действовал на всякого, кто был чуток к его душевной красоте. Вокруг него всегда создавался особый «огарёвский культ» – в его присутствии люди становились лучше и чище. Герцен говорил, что «жизненным делом Огарёва было создание той личности, какую он представлял из себя». Отсутствие выдержки и усидчивости, беспредметная мечтательность, лень и привычка к размеренной жизни изо дня в день, без определённой цели, к сожалению, помешали его творчеству развернуться в полном объёме и сполна самореализоваться.

В мае 1838 г. Николаю была разрешена поездка из Пензы на лечение в Пятигорск – об этом позднее он рассказал в автобиографическом очерке «Кавказские воды». В Пятигорске не всегда общительный Огарёв познакомился с некоторыми участниками неудачного восстания на Сенатской площади, переведёнными на Кавказ из Сибири. Долгие беседы Николай проводил с поэтом-декабристом А.И. Одоевским. «Встреча с Одоевским и декабристами возбудила все мои симпатии до состояния какой-то восторженности. Я стоял лицом к лицу с нашими мучениками, я – идущий по их дороге, я – обрекающий себя на ту же участь».

О своём уважении перед «людьми 14 декабря» впоследствии Николай Платонович поведал нам в ряде своих произведений – среди них можно выделить стихотворение «Я видел вас, пришельцы дальних стран» и статью «Разбор книги Корфа».

Будучи ещё студентом Московского университета, а затем и служащим Московского архива иностранных дел, летом 1832–1833 гг. Николай Огарёв приезжал в Пензу и в село Чертково, чтобы навестить больного отца. В Пензе он был определён на должность актуариуса в канцелярию губернатора А.А. Панчулидзева. Здесь же, чтобы не огорчать близких родственников, Огарёв стал бывать довольно часто в пензенском «свете», и вскоре Николай встретился с племянницей губернатора М.Л. Рославлевой, которая стала его первой женой. Умная и интересная, она на первых порах очаровала не только самого Огарёва, но и проницательного Герцена, и других друзей мужа.

В 1839 г. он был освобождён из ссылки в Пензе и начал хлопоты по освобождению от крепостной зависимости крестьян села Верхний Белоомут Рязанской губернии. Вслед за этим предполагались меры по улучшению крестьянского быта в пензенских его владениях (в Старом Акшине, Черткове и др.), но с таким пылом начатая работа им самим же была прервана годами заграничных странствий в 1841–1846 гг. Путешествие предпринималось с целью изучения «опыта Европы» и возможности его применения в России. Огарёв побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии; слушал курс лекций в Берлинском университете.

За эти годы поэт создал много поэтических произведений, среди них – стихотворный цикл Buch der Liebe, посвящённый Евдокии Сухово-Кобылиной. Лето 1846 г. Огарёв провёл на даче в Соколове, где произошли известные теоретические споры, завершившиеся распадом московского кружка. О внутреннем состоянии поэта этой поры можно судить по его стихотворению «Искандеру», написанному в дни идейных расхождений недавних друзей-единомышленников.

В ноябре 1846 г. Огарёв поселился в Старом Акшине с решимостью всерьёз осуществить здесь свои социально-экономические преобразования. Путь к крестьянскому благоденствию виделся ему в соединении земледелия с фабрично-заводским производством, в замене подневольной барщины вольнонаёмным трудом, в переходе к фермерскому типу хозяйства. Поэт-просветитель открыл в селе больницу, разрабатывал план организации Народной политехнической школы с программой обучения, близкой к университетской, с целью подготовки «мужиков-пропагандистов», с тем чтобы «пустить их как ферменты в наши общины». Понятно, что такие обширные планы не могли быть осуществлены в полном объёме, тем более что большинство акшинских крестьян сопротивлялось реформам «барина» и напрочь отказалось от свободы, заявив, что им и так хорошо. Фермерское хозяйство русские и мордва решительно отвергли. Николай Платонович вновь жил в Пензе, посещал село Долгоруково – имение инсарского уездного предводителя дворянства А.А. Тучкова. Его дочь Наталья Алексеевна стала впоследствии второй женой поэта.

Дело и жизнь Огарёва осложнились обстоятельствами его семейной жизни. Де-юре он формально состоял в браке с Рославлевой. Гражданский брак с Н.А. Тучковой поставил его перед необходимостью нелегального отъезда за границу, что оказалось невозможным. В феврале 1850 г. последовал вторичный арест и обвинение в политическом и религиозном вольномыслии, в организации «коммунистической секты». В ходе следствия в Третьем отделении эти обвинения отпали, Огарёв был освобождён из-под ареста, но с учреждением за ним нового полицейского надзора. В эти же годы испарилось и состояние Огарёва – вследствие как «стараний» его первой жены, так и беспорядочности жизни его самого.

Только смерть Николая Первого избавила Огарёва от надзора, что позволило ему уже в январе 1856 г. получить заграничные паспорта и вместе с Н.А. Тучковой отправиться в Лондон, где после смерти первой жены они обвенчались. Там ждал его Герцен. Как оказалось, в возрасте 43 лет Николай Платонович покинул Россию навсегда.

В том же году вышел в свет первый сборник его стихотворений. В 1857 г. было начато издание «Колокола» – первой русской бесцензурной газеты. Герцен писал И.С. Тургеневу: «Колокол» основал Огарёв». В первом номере газеты, 1 июля 1857 г., были помещены стихи Огарёва, призывавшие «В годину мрака и печали с сознаньем доблести спокойной звонить во все колокола». За «Колоколом» последовал период «Общего веча», другой бесцензурной газеты, предназначавшейся конкретно для русского крестьянства. Потом вышел сборник «Голоса из России» – на страницах этих и других изданий Вольной русской типографии Огарёв опубликовал многие десятки публицистических статей, прокламаций и поэтических произведений.

Как известно, письмо Белинского к Гоголю впервые было напечатано в 1855 г. в «Полярной звезде». «Полярная звезда», – по мнению В.И. Ленина, – подняла традицию декабристов. «Колокол» встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено». В канун незавершённых реформ Александра Второго Огарёв окончательно сформировался как русский революционный демократ. При его активном участии создавалась «Земля и воля» в 1861–1862 гг. – первая в России нелегальная партия, ставившая своей целью осуществление антифеодальной военно-крестьянской революции.

Огарёв поддерживал постоянные связи с Комитетом русских офицеров в Польше, способствовал объединению этой тайной военной организации с «Землёй и волей». Огарёв и Герцен поддержали восстание 1863 г. против русского царизма в Польше. Много сил отдавал Огарёв и деятельности литературной. В 1857–1858 гг. в Лондоне впервые увидели свет две первые части его поэмы «Юмор» и сборник «Стихотворения», вышедший вторым изданием. В 1863 г. среди литературы, поступавшей в Россию, появились его «Свободные русские песни».

В 1869–1870 гг. Огарёв сблизился с М.А. Бакуниным, а через него – с С.Г. Нечаевым, и некоторое время поддерживал их не всегда разумные дела. Николай Платонович помогал Нечаеву в его попытках наладить издание «Колокола» (в апреле–мае 1870 г. вышло 6 номеров), но, вовремя убедившись в его политическом авантюризме, порвал с ним связи. В сентябре 1874 г. скиталец-помещик переехал из Женевы опять в Англию. Запутавшись в своих отношениях и со второй женой, которая ранее стала подругой Герцена, Огарёв поселился в тихом Гринвиче.

Одиночество русского барина-эмигранта разделяла добрая и скромная Мери Сетерленд – женщина «простого звания», с которой он встретился и подружился ещё в 1859 году. Николай Платонович жил в бедности – больной, без всяких средств. Он получал лишь небольшие деньги – сначала от Герцена, а после смерти автора романа «Кто виноват?» – от его семьи. Огарёв незаметно скончался в Гринвиче 31 мая 1877 г. К Огарёву и Герцену вполне применимы слова историка В.О. Ключевского: «Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум».

Главным своим предназначением Огарёв считал именно литературную жизнь. Начинал он как романтик – в обстановке после разгрома декабристов возник тот разлад между патриотически гуманными идеалами и практической невозможностью их осуществления, который определил внутренний драматизм его поэзии тех лет. Лирический герой поэзии Огарёва – передовой достойный человек своего времени, дворянин, живущий напряжённо-умственным творчеством, занятый идейно-философскими исканиями и раздумьями, его волнуют коренные вопросы окружающей жизни, он жаждет свободы, стремится к правде и справедливости.

Поначалу Огарёв использовал преимущественно условно-романтические формы, свободные в то же время от стандартов современной ему литературы. От его лирических монологов-исповедей веет искренностью и задушевностью, но уже на рубеже 1830–1840 гг. акшинский помещик часто выходил за рамки романтизма.

Обращаясь к явлениям народной жизни, он использовал для их воспроизведения конкретно-исторические, реалистические формы. В.Г. Белинский, осудивший «гамлетовские» сомнения в огарёвских «Монологах», пришёл в восхищение от «Деревенского сторожа». Все произведения Огарёва, созданные им в последнее десятилетие жизни на Родине, – это выражение внутренней жизни поэта, его духовного развития, отклики на революционные события 1848 г. в Европе или раздумья над явлениями социально-политической жизни России.

К примеру, в поэме «Господин» Николай Платонович описал тип помещика-либерала, оказавшегося неспособным преодолеть разлад между словом и делом. О долге дворянской интеллигенции перед народом напомнил Огарёв в повести «Деревня». Потерпев неудачу в попытках улучшить крестьянскую жизнь, её герой говорит о решимости уехать в эмиграцию, чтобы иметь возможность «клеймить изустно и печатно» царский режим. Более двух десятков лет скитаний вне Родины, с 1856 по 1877 гг., были самыми плодотворными в литературной деятельности поэта.

Свыше 300 разных по жанру произведений было опубликовано Огарёвым в это время на страницах «Полярной звезды», «Колокола», «Общего веча», в различных сборниках Вольной русской типографии. За эти же годы были опубликованы более 100 агитационных и лирических произведений, которые создавались им в условиях, свободных от цензурного гнёта, и потому все они были связаны с его публицистической и практической революционной деятельностью. Основным пафосом произведений поэта до отмены крепостного права было требование безусловного уничтожения рабства в России. С большой эмоциональной силой эта идея им была воплощена в стихотворении «Свобода».

Страстным призывом к революции прозвучала поэма «Забытьё». В ней Огарёв обратился к деятельности декабристов – к «праотцам», к «первенцам свободы», веря, что «с былым святая связь» может и должна стать одним из стимулов социально-политического и духовного возрождения Руси. Через всё его поэтическое творчество заграничного периода прошёл образ Родины. В некоторых произведениях Николай Платонович нередко прибегал к новому строю поэтической речи, опираясь на различные формы устного народного творчества – сказа, речитатива, плача, повторов. Но не все его опыты на этом пути были успешными, хотя его стихи и поэмы в рукописных копиях расходились по всей России и были широко известны передовой молодёжи 1860-1870 годов. По мнению огарёвоведа С.С. Конкина, «его поэзия явилась связующим звеном между Пушкиным и Лермонтовым, с одной стороны, Некрасовым и поэзией революционного народничества – с другой».

«Поэт истинный» и истинный патриот, он был одним из тех исключительных по своим достоинствам личностей, кому принадлежал, по собственному его выражению, «клич на подвиг, вызов на дело».

Не будем забывать и известные слова Огарёва: «Уверенность в себе и энергия – вот что нужно, а отчаяние ведёт к тому, чтобы ничего не делать».

Вячеслав НЕФЁДОВ

ã. ÁÅËÈÍÑÊÈÉ, Ïåíçåíñêàÿ îáë. 

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Вячеслав Нефёдов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS