В провинции народ мыслит о политике весьма конкретно или вообще не интересуется ею. Слишком много забот по-настоящему насущных…
И потому политические телепередачи смотреть стало совсем уж неинтересно. А вот передача о жёнах нынешних российских миллионеров впечатлила. Вспомнились слова американского писателя: «Самые богатые не похожи на нас с вами… Они думают, что они лучше нас».
Лучше – не лучше, но... иные. Тяжкими, унизительными трудами протискиваются они в лифты, возносящие на высоты рублёвские, а мужья их обижают, да ещё нередко меняют, как надоевшую модель автомобиля. И светская жизнь так тяжела – будь всегда настороже, чтоб твой рейтинг не опустили, не подставляйся. Нравы в слоях элитных жёсткие. Как в большом спорте. Нагрузки непосильные. Результаты непрерывной борьбы – в у.е. У кого их больше – тот и лучше.
И вот к какой мысли приходишь. Достоевский, кажется, оказался прав. Человечество делится на разряды: на низшие, где люди обыкновенные, малоспособные, и высшие – те, кто имеет дары или таланты добиваться побед.
В выходные мелькал на экране часто некий Тимати, считающий себя певцом, – похоже, как образец «элиты». Никто, говорит, ему не помогал, всего добился своими талантами. Теперь приглашают на все телеканалы, ибо «ценят». Соответственно и денег у него хватает – заработал «трудами». В общем, пробивайтесь в инкубаторы звёзд – и будет вам счастье. Это пусть разные монтени-песталоцци считают, что плохо то государство, где умения танцевать и болтать попусту больше уважаются, чем скромные заслуги врачей или педагогов. На нашем ТВ считают иначе. Тут иные вызваны вперёд.
Сегодняшнее телевидение в партнёрстве с глянцевыми журналами будят у молодых аппетит к быстрому успеху и роскошной жизни. Если же не нравятся порядки в современном обществе – предлагают идти в политики, убеждать людей, побеждать на выборах и обновлять законы. Если претендуешь числиться умным, почему же тебя не показывают по телевизору?
Бюджет столицы, оказывается, больше бюджета Украины. Потому не удивляют результаты социологического опроса, поведавшего, что 60 миллионов немосквичей хотели бы жить в столице. Давеча спросил я заместителя редактора известного политического журнала, интересы какого государства он представляет. «Московии», – быстро и честно ответил тот.
Давно меня терзают смутные сомнения: так в каком же мы очутились государстве? Собрания сочинений Маркса и Ленина, конечно, можно сдать в макулатуру, но мысли-то их куда деть?! Марксисты учили: государство – политическая организация экономически господствующего класса. А какой класс сегодня у нас господствует? Говорят, классовое деление и классовая борьба устарели. Теперь надо пользоваться «социальной стратификацией». Пусть страты. И государство тогда – политическая организация господствующей страты? А кто всё-таки господствует? Судя по всему, чиновники и... «элита», мелькающая по телевизору.
По экономическим признакам Москва выше провинции. Столице так и пристало, но если глянуть на высоту и профиль экономической стратификации в РФ, то уж очень сей профиль круто взмыл. Оттого многие москвичи, по мнению жителей провинции, думают, что они лучше прочих. Я московскую жизнь хлебнул и знаю, что среди москвичей очень много таких, кто так вовсе не думает. Но обиженного провинциала попробуй разубеди! К тому же телевидение учит как раз этому.
Вот и ворчат в провинции: «небожителей» в столице много завелось. Взирают на остальную Россию с заоблачных высот и о реакции не подозревают.
«Постскриптум» поведал о главе Пенсионного фонда г-не Батанове. Он, конечно, из высокой страты. Ему простые люди оттуда видятся совсем не такими, какие они на самом деле. И потребности их для него смешны. Много ли надо таким, считает он, дай им пенсию по три тысячи, они и счастливы, не знают, куда деньги девать. Два пенсионера в провинции с тремя тысячами на человека, по мнению сего господина, «настоящие олигархи» в своей страте. Если же им ещё рублей 150 добавить, они вообще должны от счастья захлебнуться. Но больше давать нельзя – начнётся инфляция и они сами же и пострадают. Известный актёр и режиссёр Юрий Соломин честно сказал, что побаивается стать «пенсионером-олигархом», ибо не представляет, как можно прожить на 3 тысячи рублей. И счёл высказывания господина Батанова циничными и предложил ему пожить на эту сумму. Увы, вряд ли это предложение когда-нибудь осуществится. А жаль...
Тут на экране возник многопечатаемый писатель-телеведущий. Его страта, наверное, пониже, чем у начальника всех пенсий, но тоже, судя по всему, хороша. И потому господину Быкову с её высоты многое в нашей жизни нравится. В передаче «К барьеру!» он заявил: «Слава новому застою!» Ему хочется депрессивной России, ибо депрессия, считает он, для России – норма. Иначе, пугает, не будет страны, ибо застой – форма русской государственности. Иначе, говорит, мы не умеем. А в застой зато удобно культуру развивать, книжки писать-читать...
Но российской провинции не нужна депрессия. Мы ещё завалы прошлого застоя не разгребли. Только начали развиваться, а нас опять зовут в депрессию! Зачем? Книжки Быкова на кухнях читать? Что-то подсказывает мне, что мечта эта – несбыточная.
Путаницей кажется в провинции жизнь российская из телевизора. Одно утешает – нас всё труднее теперь на мякине провести...
, КОВРОВ Владимирской области