Уходящая администрация Джо Байдена решила устроить эскалацию в конфликте на Украине. В свете заявлений Дональда Трампа провести «сделку» с Россией Белый дом стремится максимально укрепить позиции Киева до прихода новых управленцев. Украине списали 5 млрд долларов долга, разрешили поставку противопехотных мин и удары западным дальнобойным оружием по территории РФ, ввели очередную порцию санкций, в этот раз и против Газпромбанка, через который идут расчёты за газ с западными странами, и против ещё пятидесяти с лишним банков России с международными связями. Впереди почти два месяца для дальнейшего «укрепления Киева» – можно немало успеть.
Разрешение на удары западными вооружениями по России было не только объявлено, но и реализовано. Американские ракеты ATACMS и HIMARS и британские Storm Shadow ударили на днях по военным объектам в Брянской и Курской областях. Всем понятно, без участия военных специалистов стран-производителей Киев не в силах использовать такое оружие.
Россия не могла не ответить. Ещё до ударов западными ракетами (о них, вероятно, стало известно раньше) российские военные нанесли массированный удар по объектам энергетики Украины, которые обеспечивали работу военных предприятий, сообщило Минобороны РФ. Наблюдатели назвали удар одним из самых крупных с начала конфликта. А после атаки западными вооружениями ВС РФ в рамках боевого испытания без задержек нанесли удар одной из новейших российских систем – баллистической ракетой «Орешник». Ракета использовалась в безъядерном гиперзвуковом оснащении, что означает: есть и ядерное. Судя по всему, столь эффективного оружия нет ни у кого; нет и противоракетной системы, способной нейтрализовать «Орешник».
Удар гиперзвуком нанесли по заводу Южмаш в Днепропетровске, производящему ракетную технику. Предприятие начали строить как автомобильный завод в июле 1944 года, едва город освободили от немецких оккупантов. Впоследствии там делали баллистические и межконтинентальные ракеты, а после 1991 го вплоть до 2014 года и ракеты-носители «Зенит» для запуска спутников.
Владимир Путин вечером 21 ноября выступил с обращением к гражданам страны и военным – это подчёркивало особую значимость произошедшего. Президент предупредил: «...в случае эскалации агрессивных действий будем отвечать так же решительно и зеркально». И посоветовал «серьёзно задуматься правящим элитам тех стран, которые вынашивают планы использовать против России свои воинские контингенты».
Путин не раз повторял, что нас «втянули в этот конфликт». Так же втягивают и в текущую эскалацию. Ответственные люди у нас в стране не имеют иллюзий и в отношении Трампа.
В его переходной команде отказались с ходу давать оценку действиям Белого дома. На самом деле эскалацией уходящая администрация словно бы даёт подачу следующей: эти меры вписываются в стратегию «мир через силу», и на их фоне будущий президент Трамп может выглядеть «миротворцем» (хотя бы поначалу).
Для эскалации, как и для танго, нужны двое. С российской стороны, несмотря на призывы горячих голов, доминирует холодный расчёт и стратегическая выдержка. Остаётся надеяться, что западным авантюристам-радикалам не удастся толкнуть Россию на применение ядерных вооружений, которые переведут конфликт в совершенно иное измерение и перечеркнут возможность его разрешения с позитивным для нас и всего мира исходом.