Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 апреля 2023 г.
Культура Телеведение

Tarantinoesque

В пламени консервативного бунта

06 апреля 2023
Режиссёр Квентин Тарантино (справа) во время съёмок фильма «Бесславные ублюдки» Фото: Universal Pictures

Квентину Тарантино – одному из самых любимых режиссёров в России, чьё имя давно уже стало нарицательным, исполнилось 60 лет. И за это время как режиссёр он снял всего девять фильмов. Как говорится, на подходе десятая – заключительная – работа. Она будет о женщине-кинокритике.

Да, мастер обещал снять ровню десять фильмов ещё тогда, когда в 22 года работал в видеопрокате и писал сценарии. Один из них вскоре экранизировал Оливер Стоун – те самые «Прирождённые убийцы». Тогда же Тарантино решил полностью посвятить себя кино. Вот как позднее он сам пояснит свой выбор: «Поймите, я отказался от слишком многого в жизни для того, чтобы снимать кино. У меня нет жены, нет детей. Я пошёл на эти жертвы, имея чёткую цель. И я счастлив».

Когда я говорю, что Тарантино полностью отдал себя синематографу, то не преувеличиваю. Он реальный киноманьяк, гик, безумец, изучивший, кажется, все фильмы на свете. И в своих лентах Квентин жонглирует этими знаниями мастерски. Он, с одной стороны, презирает штампы, но в то же время сам блестяще обыгрывает их. И в его прочтении получается нечто новое, особенное.

Столь ловко управляться с кинонаследием Квентину позволяет его доскональное знание американской мифологии. Прав российский культуролог Павел Сурков, говорящий, что Тарантино в первую очередь работает с американскими мифами, а я бы, расширяя, сказал, что и с американскими архетипами тоже – с тем, что сидит в самом национальном коде. Квентин берёт то один, то другой американский миф и препарирует его в своём стиле. А «человек – это в первую очередь стиль», как писал Вольтер. Не случайно прилагательное Tarantinoesque1 включено в Оксфордский словарь.

Однако Тарантино, конечно, не столько постмодернист, как его всякий раз пытаются представить, а скорее радикальный консерватор, подчас весьма сентиментальный и романтичный, в чём-то менторский и назидательный даже. Это особенно хорошо прослеживается в его последней на данный момент ленте «Однажды в Голливуде». Она возвращает нам тот старый Голливуд и соответственно старую Америку тоже. А в 2021-м вышел и роман «Однажды в Голливуде», где события поданы не просто в расширенной версии, но с других ракурсов и видов. И вот уж где количество отсылок к американскому наследию – кино, песням – изумляет. Это, по сути, пламенное признание в любви к киноискусству в целом и к Голливуду, в частности.

Хотя сам фильм – скорее эпитафия пресловутой «фабрике грёз» и попытка консервативного реванша. И в то же время это назидательная притча о том, как массовая культура плодит зло, которое со временем само становится массовой культурой, и серийные маньяки превращаются в кумиров. Как в фильме говорит один из хиппи: «Давайте убивать тех, кто научил нас убивать».

Я не случайно написал «притча». Пусть вас не обманывают перестрелки, убийства, жестокость, щедро разлитые в фильмах Тарантино. Тот же Ветхий Завет содержит в себе немало жёстких и жестоких сцен. Фильмы Тарантино – это консервативная и отчасти христианская проповедь, яростная, беспощадная, но не случайно всякий раз заканчивающаяся хеппи-эндом. Мы точно знаем, что, в отличие от постмодернистской игры, в фильмах Тарантино злодеи, что называется, получат по заслугам, а уверовавшие в Бога обретут спасение.

Так было в том же «Криминальном чтиве», где два гангстера – Винсент Вега и Джулс Уинфилд чудом были не изрешечены пулями. И один, Джулс, увидел в этом Божье откровение, а другой, Вега, не увидел ничего. Джулс выжил, а Винсент Вега нет. Или вот, к примеру, часы боксёра Бутча, героя Брюса Уиллиса, подаренные ему отцом. Тут Тарантино шлёт приветы родному городку Ноксвилл, откуда родом также и Бутч, а часы, которые он хочет спасти, несмотря на колоссальные риски, становятся символом того, как важно чтить традиции и наследие предков.

В «Однажды в Голливуде» Тарантино вообще сбивается чуть ли не на проповедь, категорически отвергая новый дивный мир с его новой моралью. Не случайно злостных хиппи здесь сжигают из огнемёта (классная сцена!) представители старой эпохи. И в нынешнем времени это, конечно, выглядит и звучит отчаянно смело и предельно неполиткорректно. Фактически Тарантино отвергает всю современную повестку с её ЛГБТ-диктатурой и экоактивизмом, радикальным феминизмом и цифровым фашизмом, тем самым бросая вызов миру глобалистского рабства. Это бунт, революция, да, но бунт и революция консервативные.

Тарантино начинал в кинематографе как революционер, им он в итоге и остался, но уже в несколько ином ключе. И в этом, безусловно, есть своя прелесть. Забавно, когда такой человек, как Квентин Тарантино, – кровавый и беспощадный, талантливый и сентиментальный – из фильма в фильм напоминает нам о чести, долге, совести и морали. Вещах давно подзабытых, но, как выясняется, ещё годных для отличных экранизаций.

Тэги: Фильм Режиссер
Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS