Театру «Тарарам» центра образования № 548 «Царицыно» – 10 лет! За это время были поставлены спектакли «Али-баба и сорок разбойников», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказ про Федота-стрельца», «Маленькая баба Яга», «Золушка» и многие другие. С отрывками из мюзиклов «Чикаго» и «Моя прекрасная леди» коллектив впервые появился в 2004 году на конкурсе «Юные таланты Московии» и сразу стал лауреатом в номинации «английский язык». С тех пор ребята участвуют в этом конкурсе каждый год и прочно держат лидерство – получают призы и дипломы конкурса, добавив к «английской» номинации ещё и «театральную». В этом году коллектив был выдвинут для участия в театральном российском конкурсе от Москвы. А отрывки из спектакля про Федота-стрельца были показаны по телевидению в передаче, посвящённой Леониду Филатову…
Десятилетие – много это или мало? Для творческого коллектива, к тому же школьного, где актёры часто меняются, – очень много. Что делать, ребята заканчивают школу и расходятся кто куда. Правда, в этом году несколько бывших выпускников вернулись в родную тарарамовскую обитель, захотели опять играть в школьных постановках, что несказанно обрадовало бессменного руководителя театра Елену Верзилову. Так, Андрей Окороков, 10 лет назад впервые сыгравший богатыря в спектакле «Сказка о мёртвой царевне», теперь получил главную роль – Хиггинса – в юбилейной постановке по знаменитому мюзиклу Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди». Почему именно этот музыкальный спектакль? Как поясняет Елена Вячеславовна, шли к этому давно. Были поставлены отрывки на английском языке, отдельные музыкальные номера, но всю пьесу решили всё-таки отыграть на русском, чтобы было понятно всем.
И вот звучит со сцены знаменитый шлягер папаши Дулиттла (в подтанцовке появляется почти вся труппа), он сменяется лиричным вальсом главных героев: Элизы – Даши Новосельцевой и доктора Хиггинса – Роберто Пино (второго исполнителя главной роли). Массовые сцены скачек и бала взяты из знаменитого фильма с Одри Хепберн: кадры проецируются на экран – такая возможность теперь в театре есть.
За эти годы интерьер актового зала изменился в лучшую сторону, и помещение стало действительно напоминать театр: вмонтированные в потолок светильники, акустическое и световое оборудование сцены, отдельное помещение для управления светом и звуком и главная изюминка – чёрный фон сцены а-ля Таганка…
А вот декорации в театре всегда были неплохие, потому что директор школы Ефим Лазаревич Рачевский с самого начала это начинание поддерживал: ставку художника-декоратора для театра – пожалуйста, хормейстера – нет проблем! Позже в коллективе появились и балетмейстеры, и администратор, и костюмер. Нельзя сказать, что наблюдается полное финансовое благополучие. Так, костюмы находят иногда и в «секонд-хэнде», часто помогают родители – как-то одевают своё чадо, поскольку рады, что ребёнок все вечера проводит в школе, а не болтается на улице. И если на первых постановках костюмы были из бумаги и картона, то уже в этом спектакле можно увидеть настоящие «английские» котелки, закупленные в театральном салоне, «бриллианты» – бижутерию, но очень правдоподобную, если смотреть из зала. Причёски, шляпы, накрахмаленные фартуки горничных – гардероб юных артистов явно совершенствуется. Правда, теперь после спектакля у директора театра Милочки Кондратьевой больше времени уходит на то, чтобы заставить ребят разложить всё это великолепие по местам. А так хочется побыстрее убежать домой после спектакля! Ведь уже и отыграли, и «разбор полётов» позади, который провёл бессменный режиссёр-постановщик театра Леонид Дубов. Уже всё понятно и про то, что вместо домашних тапочек Хиггинса по сцене неправильно летали чьи-то ботинки со шнурками, и про то, что нельзя наступать на упавший микрофон, надо было поднять его, и про то, что в финальной сцене Хиггинс слишком поздно протянул руку Элизе, чуть не забыв про лирический финал…
А взрослые служители театра: балетмейстеры Елизавета Спышнова и Марина Белова, декоратор Инна Локшина, костюмер Ирина Мухина, аранжировщик музыки Алексей Звягинцев и другие, – традиционно останутся после спектакля пить чай, как всегда, обсуждая игру актеров.
На мой вопрос, какая постановка будет следующей и как подбирается репертуар, Елена Верзилова, задумавшись, определяет основной критерий: главное – заинтересовать ребят, а потому пьесы для постановок выбираются необычные и весёлые. Во всех спектаклях много танцевальных номеров и песен. Пусть почаще вся труппа появляется на сцене, а иначе как удержать ребят за кулисами? Или бывали случаи, вспоминает Елена Вячеславовна, когда, придя на репетицию, она видела бьющий через край темперамент артистов, которым от силы лет 10 от роду. В таком случае она предлагала ученикам… вообразить себя ковбоями и скакать на стульях-конях. Через несколько минут «скачек по прериям» дети успокаивались и уже могли разучивать тексты.
Вот так постепенно школьный театр «Тарарам» для многих детишек Орехово-Борисова превращался в дом родной. А некоторые благодаря ему даже связали свою судьбу со сценой. Например, выпускник театра Дима Куделин, игравший главную роль в прошлогоднем спектакле «Обыкновенное чудо», поступил в ГИТИС! А Даша Новосельцева (Элиза в нынешней постановке и Принцесса в спектакле «Обыкновенное чудо») стала дипломантом театрального конкурса «Юные таланты Московии» в прошлом году.
Говорят, что весь мир – театр. Этот театр смог стать для школьников целым миром, ярким и радостным, наделил уверенностью в себе, привил вкус к творчеству. Хорошее лекарство от многих подростковых и взрослых проблем. А главное, действует оно долго, иногда – всю жизнь.