Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Татуированное небо

01 января 2007

ТЕЛОДВИЖЕНИЯ

«Божественный ветер» освежил атмосферу столицы

Ураган зародился 08.08.08, в тот день, когда Саакашвили объявил «год негрузина» в России. Война потребовала нового искусства, и оно появилось. В «далёкой провинции, в самой глуши» пятеро художников-татуистов начали произносить «воззвание к народу». Они изложили его на человеческой коже – на спинах пятерых девушек-доброволиц.

Раны, саднящие и кровоточащие, зажили. Поэма божественного экстаза звучит в Москве с начала марта.

Не каждому дано прочесть послание Tanatos Banionis – группы анонимных авторов, решившихся на отчаянный, подчёркнуто традиционалистский, яростно праворадикальный жест в удушливой атмосфере «контемпорари арта».

Они говорили о смерти, но более жизнеутверждающего текста в современном искусстве я не припомню. Тоталитарное по сути высказывание застыло в строгих синтаксических формах тотальной эстетики. Обратившись к теме камикадзе, арт-смертники Tanatos Banionis вернули искусству его изначальную цельность, ритуальный смысл, жертвенность. Используя в татуировках тему «божественного ветра» (так по-русски могли бы назвать себя японские пилоты-камикадзе), художники не ограничились «ремеслом». Мистериальность процесса подчёркивалась присутствием каллиграфа, выписывавшего иероглифы «последних стихов», характерных для «танатоцентричной» японской культуры. В которой смерть всегда являлась достойнейшим завершением жизни, её апофеозом, а вовсе не трагическим концом.

Всеохватность проекта, включившего помимо татуажа упомянутую каллиграфию, создание анимационного видео и видеокомментария к ритуалу, производит сильнейшее впечатление. Осмотрев фото и лайт-боксы, невольно останавливаешься в видеозалах, взгляд прилипает к экранам, на которых документальность татуажа подаётся в терминах процесса. Не только нанесения рисунка на кожу, но и – превращения человека в «божественный ветер».

Ожившие татуировки переплетаются с мотивами лётчиков-смертников, одухотворяются суровым кодексом чести самурая. В самом низу живота зарождается крик «Банзай!», и ты готов умереть за микадо. На снимки смотришь другими глазами, покидаешь выставку просветлённым.

Такое же чувство возникло у меня лишь однажды, по прочтении рассказа «Патриотизм» Юкио Мисимы. Но «Божественный ветер» – не Мисима. Это, скорее, «Доклад Юкио Мисимы Императору» Ричарда Аппиньянези – роман, в котором точно не скажешь, где кончается исторический персонаж, а где начинается его мифологизированный двойник. И ещё это – danse macabre континентальной Европы.

Я рад, что не попал на вернисаж. Да, я не увидел девушек-моделей, но мне это не нужно: они совершили свой «боевой вылет». Они стали «божественным ветром», ибо любая татуировка – это не только «очень больно и очень страшно», это – инициатическая смерть.

И рождение для новой жизни.

В которой нет места Кулику и Осмоловскому. В которой «левые арт-критики» трудятся официантами.

В которой любая боль утишается ласковым «Божественным ветром», рассеивающим облака в небе России.

Е.М.

Выставка проходит в Музее современного искусства РАХ до 22 марта

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS