В качестве зачина – пара наблюдений. Зарисовок из жизни «племени младого, незнакомого», имеющих на первый взгляд как относительное, так и весьма отдалённое отношение к героине этой статьи.
Полдень. Мальчик лет восьми выгуливает собаку. Оба как угорелые долго носятся за мячом. Наконец он садится на скамейку рядом.
– Ты почему не в школе? Учишься во вторую смену?
– У нас привилиро… при-ви-ле-ги-рованная школа – смена одна.
– Болеешь?
– Нет. Просто не хочу.
– Нехорошо. А чего же ты хочешь?
Он задумался.
– Хочу пожить в Советском Союзе…
– Такой страны уже нет!
– Знаю. Но мне бабушка всё рассказала…
А вот подростки чуть постарше, приехавшие в Дом отдыха в основном со своими бабушками, жить в Советском Союзе, похоже, не хотели вовсе. Те легенды и мифы, позитивные и негативные, упрямо нарождающиеся в бытовом сознании об ушедшей в историю стране, их, судя по всему, пока что совсем не волнуют. Но вот в один из вечеров дождливого лета в кинозале пансионата объявлен показ фильма «Ещё раз про любовь». Ностальгируя, в зал набились взрослые. Играет Доронина! Подросткам же это имя говорило немногое. Однако, во-первых, на афишках значилось слово «любовь». А во-вторых, в этот холодный вечер просто некуда было деваться. Сбившись в стайку, они уселись в первых рядах, но на боковых местах, как бы отгородившись от взрослых, демонстрируя свою независимость. И как же они будут смотреть это старое советское кино – с вышедшими из моды нарядами, странными для них разговорами и отношениями героев? Уйдут – не уйдут? – поспорили двое. Третий сказал: «В холл переберутся дурачиться».
Не ушли! Правда, сперва они хихикали и перешёптывались: надо полагать, рассмешила очередь в кафе и то, как пропускают желающих в зал к заветным столикам. Потом смолкли, и головы их напряжённо торчали в темноте. «Понравилось кино?» – не без подковырки спрашивали по окончании сеанса растроганные своими воспоминаниями взрослые. «Без проблем», – небрежно отвечали те. Показанная жизнь была, в общем-то, чужда и далека.
Так почему же всё-таки не ушли? Почему же «без проблем», что на их языке означает, кажется, «понравилось»? На экране не стреляли, не дрались, деньгами не сорили, никого не «заказывали»; любовь – да, была, но ею не «занимались», и женщины были мало похожи на привычных экранных «тёлок». Быть может, напряжённо приумолкли и остались в зале они оттого, что подростковая душа неосознанно тосковала о таком же дружестве, о высоких отношениях, о чистоте чувств. О такой же Наташе – Дорониной.
О доронинской героине когда-то в массовом порядке вздыхали её современники, и вот для живущих сорок лет спустя (фильм, вышедший в 1968 году, празднует сегодня свой юбилей) она опять своя, желанная, невзирая на все гримасы времени, и – чудо как хороша! Смелость, достоинство и красота передаются от одного зрительского поколения к другому как эстафета.
Ищите Наташу в современных офисах, банках, библиотеках, вузах и в прочих учреждениях, веруя в светлую юность и вечные чувства. Как искали её прежде и как будут искать в будущем, потому что изначально и таинственно стремление человека к нравственным основам, окрашенным романтизмом. Роль, сыгранная, как говорится, на вечные времена. Но ведь в биографии Татьяны Дорониной таковая далеко не одна.
…Настасья Филипповна и Надежда Монахова, шолоховская Лушка и грибоедовская Софья у Г. Товстоногова в БДТ, Альдонса – Дульсинея из «Человека из Ламанчи», Мария Стюарт и Елизавета I в спектакле «Да здравствует королева, виват!» у А. Гончарова в Театре им. В. Маяковского, Васса Железнова, Раневская, Она из пьесы Э. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского» на мхатовской сцене – каждым из этих образов (а перечислена, разумеется, лишь малая их часть) актриса говорила зрителю о мощи человеческой натуры, о соке жизни и человечности вне зависимости от сюжета, от временных и идейных рамок. Её героиня Кручинина, жившая в XIX веке, и советские девушки Наташа или Надя из «Старшей сестры» пребывают в одном пространстве самоотречения и благородства.
Фильмография народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной куда скромнее её театрального послужного списка – немногим более полутора десятка картин. Однако картины «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе» по праву вошли в золотой фонд отечественного кино, а исполнительница главных в них ролей два года подряд, в 1967-м и 1968-м, называлась лучшей актрисой страны по итогам опроса журнала «Советский экран». В 1973 году вышел фильм «Мачеха» – и снова всенародное признание в качестве «лучшей», снова полные залы и очищение сердец высоким даром….
Доронина и сегодня, три десятилетия спустя, как выразились бы мои юные соседи по Дому отдыха, «лучшая». Самая большая русская актриса, поистине народная и национальная. Высокие слова и высокая слава. Заслужить такое трудно – Россию не обманешь. Чем же заслужила?
В начале XX века один из русских мыслителей замечал, что у каждого народа есть своя гордость. У греков, например, это красота, у римлян – сила, у немцев – знания. У русского народа все эти понятия углублены и расширены, «вылились в святость, в какое-то сложное состояние». Если это красота, продолжал Михаил Меньшиков, – то красота чувств, если сила, то это сила подвига, если знания, то в них есть мудрость, провидение и предвидение.
Итак – красота: актриса, поименованная как народная и национальная, не совместила своё понятие красоты с рейтингом продаж, с первичностью денег и вторичностью смысла, не растиражировала внешнее и внутреннее понятие красоты в пошлом глянце. Она строга в своих оценках красоты и солидарна с Достоевским, который доверил красоте спасти мир.
Что касается силы, она, заботясь о духе и профессионализме, повседневно не жалела сил и трудов в доведении до совершенства своего таланта. Но в острой и сложной ситуации способна была проявить силу подвига. В 1987 году, когда Олег Ефремов в обновлённое здание театра в Камергерском переулке увёл из МХАТа прежде всего своих актёров из бывшего «Современника», а старых, настоящих мхатовцев оставил без работы, без крыши и театральной площадки (здание на Тверском «сдал» под Театр дружбы народов), именно Доронина спасла оскорблённых людей – возможно, некоторых и от ухода из жизни. Она восстановила МХАТ имени Горького. Поднимая театр в окружении злобного умолчания и травли, она совершала свой подвиг как господнее послушание – играла на сцене, выполняла обязанности худрука театра и осваивала профессию режиссёра. Втайне от всех она, возможно, ужасалась своей дерзости. Но все её постановки как режиссёра шли и идут: «На дне» М. Горького, «Зойкина квартира» и «Белая гвардия» М. Булгакова, «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Лес» А. Островского…
МХАТ имени Горького состоялся. Живёт и работает на Тверском бульваре – очевидцы утверждают, что только неукротимый характер Татьяны Дорониной позволил сохранить здание и труппу. У театра – свой репертуар, чаще всего классика, поставленная в реалистической манере. Красивые и способные актёры, свой интеллигентный зритель.
Теперь знания. Многие, кто хорошо знает Доронину, говорят, что она самая серьёзная актриса современности и жизнь проживает серьёзно. Когда так воспринимаешь окружающее, не можешь не опираться на знания. Во времена перестроечного обвала страны рушились не только идеология и экономика, но и великое русско-советское искусство. Театр, литература, художники уходили кто в мистику, кто в дегуманизацию, эллинизм… На сцене – голые, играющие секс, хвалящиеся ненормированной лексикой, нетрадиционной ориентацией. В этом хаотичном хоре обнаруживался творческий голос Татьяны Дорониной, её театра, упрямо поворачивающий человека к лучшему. Она зовёт к знанию истории: ведь проходили всё это в начале XX века декаденты, мистики, создатели новой религии, любители столоверчения… А потом тяжело, с облегчением возвращались к чистоте и здоровью пушкинского духа. Предвидя это возвращение, она ещё в тёмные 90-е годы ориентировала свой театр на ускорение поворота и на заботу о родном русском языке, измученном чужими заимствованиями и машинным чириканьем. Ответственные знания всегда сродни провидению.
«За самобытностью Дорониной лежит истинная народность, настоящая, стихийная, подлинная. Та, что проявляется в душевной шири характеров, в их раздольности, в их земной поэтической силе, в бесстрашии, в близости к русской национальной природе. И, может быть, ещё в той не подвластной определениям волнующей тайне». Эти слова были сказаны критикой ещё в начале её творческого пути. Начался этот путь в 1956 году в Волгоградском драмтеатре, затем в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, а в 1959-м Г. Товстоногов пригласил в БДТ. На дворе стоит 2008 год. Всё угадано и воплощено богатой натурой.
Мы отмечаем юбилей народной русской актрисы.