Её без всякого преувеличения можно назвать актрисой для миллионов. «Судьба Марины» – 2-е место по итогам проката 1954 года – 37,9 млн. зрителей. «Доброе утро» – свыше 30 млн. по итогам 1955 года. В 1956-м фильмы «Вольница» и «Разные судьбы» посмотрели соответственно более 28 и почти 31 миллион человек. Наконец, «Над Тиссой» – абсолютный лидер проката-1958 с итоговой цифрой в 45,74 млн. Во всех этих фильмах «на первых ролях» была народная артистка России Татьяна Конюхова. Для любителей кино с полувековым стажем она, несомненно, остаётся любимой и незабываемой, а вот молодой аудитории это имя сегодня, к сожалению, говорит не так уж много. Пресловутая актёрская судьба, которая развивается порой по своим прихотливым законам, невзирая на талант и желание…
Она снималась и впоследствии, причём довольно много. Но того успеха и той славы, что выпали на долю Конюховой в 50-е, уже не было. Многие из её коллег в аналогичных ситуациях впадали в отчаяние, в жесточайшие душевные кризисы. Конюхова же не просто сохранила потрясающий оптимизм, юмор, профессиональную форму. Её практически невозможно застать дома по телефону. «Я же работаю почти весь день, – сообщает Татьяна Георгиевна. – Домой возвращаюсь очень поздно». Местом для нашей встречи она определила Университет культуры.
– Служу этому учебному заведению уже 7 лет. Преподаю здесь актёрское мастерство.
– Здравствуйте! Здравствуйте, Татьяна Георгиевна!
– Здравствуйте, девочки! – налево и направо приветствует студентов педагог. – Это мой четвёртый курс – очень талантливые ребята, но я их, правда, хвалю только после сдачи экзаменов.
– Вы здесь...
– Художественный руководитель актёрской мастерской. Ученики мои уже сыграли отрывки из «Гамлета», «Ромео и Джульетты», «Макбета», «Ричарда III», «Собаки на сене»… Скоро будем играть чеховскую «Чайку» уже целиком, а потом у нас – «Мещанин во дворянстве». (Разговор проходил минувшей весной, как раз накануне экзаменационной «страды». – Б. К.)
– Свои студенческие годы вспоминаете? Интересно, что вас тогда сподвигло по окончании школы отправиться из Лиепаи в Москву?
– А как тогда жили, при советской власти?.. По окончании 10-го класса выбирали себе вуз по вкусу, ехали и поступали на общих основаниях. Я, как и многие мои сверстники, тоже устремилась в столицу. Пошла во ВГИК, потому что, кроме кино, я в ту пору ничего и не знала. Никаких театров и консерваторий в глаза не видела, потому как жили мы по маленьким городишкам – отец был военным. Пришла и поступила с первого захода.
– В институте были отличницей?
– Да, училась я очень хорошо. По всем предметам, относящимся к мастерству актёра, у меня всегда были пятёрки!
– И потому, наверное, приход в профессию не заставил себя особо долго ждать?
– Ещё на первом семестре третьего курса я оказалась на съёмочной площадке на кинопробах фильма «Майская ночь» по Гоголю. Успешно их прошла и была утверждена на роль нашим замечательным режиссёром-сказочником Александром Артуровичем Роу.
– Трудно было работать со знаменитым постановщиком?
– Что вы! Ничуть. Это был очень добрый человек, наблюдательный. Помню, он всё время мне говорил: «Танька, не торопись! Не торопись!» И всё окружение было потрясающее: Александр Хвыля, удивительный Георгий Милляр...
Съёмки прошли благополучно, но споткнулась я на озвучании. Встав у микрофона, совершенно растерялась. Не успеваю и рта открыть. В общем, когда промучились со мной так раз пять–семь, Александр Артурович вздохнул и сказал: «Танюшенька, это роль большая, а нам необходимо скоро сдавать картину. Учить тебя нам некогда… возвращайся к себе во ВГИК». Когда вышла из павильона, у меня было такое чувство, что всё внутри оборвалось. Запрезирала себя, разозлилась и в огорчении настрочила заявление ректору института Владимиру Николаевичу Головне. Поскольку, дескать, недоучкой оказалась, прошу оставить меня на второй год. Такого во ВГИКе никогда не было!
– И что – оставили?
– Ректор мои мольбы услышал, и я, к своему счастью, пришла на курс великих педагогов Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Владимировича Бибикова. Училась вместе с блистательными актёрами: Майей Булгаковой, Изольдой Извицкой, Руфиной Нифонтовой, Надеждой Румянцевой, Юрием Беловым…
– Как сказали бы в наше время, «звёздный» курс.
– Звёздный-то, конечно, звёздный, но при этом и самый трагический курс во ВГИКе.
– ???
– Проклятие, что ли, над ним какое-то тяготело… Не знаю. Но все, кто ушёл из жизни, ушли страшно, трагически, преждевременно. Извицкая, Нифонтова, Булгакова, Владимирова, Белов, Пархоменко…
– Предлагаю поговорить о чём-нибудь оптимистическом. Вот, к примеру, о театре. Знаю, что вы отдали ему не один десяток лет. Для «чистых» артистов кино, тем более в советское время, явление отнюдь не широко распространённое.
– В кино-то, как я уже сказала, попала по невежеству. Но студенткой стала бегать по театрам. Я влюбилась в сцену. Без памяти! И вот однажды меня приглашают в Малый театр! На роль Нины в «Маскараде», который должен был ставить сам Николай Охлопков. Но – увы – не случилось... Спектакль не состоялся, потому что Охлопков с головой ушёл в работу над своей знаменитой «Иркутской историей». А я много лет проработала в Театре-студии киноактёра. Играла и Лопе де Вегу, и Шекспира, и Чехова… А вершиной своей работы считаю роль Варвары Петровны Ставрогиной в спектакле «Бесы».
– Театр этот был одно время в Москве довольно популярным. А потом в какой-то момент внезапно «исчез»…
– Да, когда распался Советский Союз, в одночасье исчезло многое, не только Театр киноактёра… Мы оказались не у дел. И каждый актёр тогда схватился кто за что мог. Например, две очаровательные актрисы, очень хорошо разбиравшиеся в кулинарии, открыли ресторан. Пошла молва по Москве, что есть такой замечательный уголок, где дивно готовят, где тебя никто не обманет...
– Адресочек по секрету не дадите?
– Так уже и нет ничего. Я там и побывать не успела. На девочек «наехали» и отобрали дело. Ведь в России с этим быстро. Уж если могут завод захватить, то чего говорить о ресторанчике.
– А вы сами чем занялись после закрытия театра и чем сейчас занимаетесь?
– У меня всегда были концертные программы. Ещё веду творческие вечера, встречаюсь с ветеранами, выступаю перед разными организациями, участвую в фестивалях, в концертах.
– А кино?
– Не так давно по телевидению показывали фильм «Последний приказ генерала» с моим участием. А сейчас только что снялась в фильме «Трое с площади Карронад» по повести Владислава Крапивина.
– Знаю, что за последние годы вы были удостоены двух орденов.
– К 75-летию мне вручили орден Екатерины Великой, а три года назад ни с того ни с сего была награждена орденом Петра Великого 1-й степени «за исключительные заслуги перед Отечеством». Видимо, заранее «посмертно» дали (смеётся). У нас ведь главное, чтобы было что нести на подушечках...
– Татьяна Георгиевна, скажите: если бы вам пришлось начать жизнь заново, пошли бы в актрисы? С учётом знания всего того, что вас на этом пути поджидает?
– Безусловно. Только в актрисы! Это же самая интересная профессия на свете. Другое дело, что с моим характером в артисты не ходят!
Беседу вёл