Сорок лет назад закончилась работа над фильмом «Три тополя на Плющихе», ставшим одним из ярчайших достижений отечественной кинематографии, картина равно восхитившая как специалистов, так и тех, кого принято называть простыми зрителями. Доказательством тому стали призы Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плате и ВКФ в Минске, а также 26-миллионная аудитория проката.
Режиссёр картины – а кроме того «Семнадцати мгновений весны», «Карнавала», ряда других замечательных лент – Татьяна Лиознова практически не встречается с журналистами. Но для «ЛГ» и в честь юбилея своих «Тополей» она сделала исключение.
– Татьяна Михайловна, как вы подбирали актёров на этот фильм, или, говоря современными словами, проводили кастинг?
– А как их обычно подбирают? Всё путём проб и ошибок. Кого-то утверждают, а кого-то – нет. Вячеслав Шалевич, например, очень хотел сыграть таксиста, но эта роль в итоге досталась Олегу Ефремову. А на Нюру была сразу утверждена Татьяна Доронина, хотя пробовались очень и очень многие.
Подбирая актрису на роль главной героини, я прежде всего просила исполнить песню «Нежность». Поскольку её было необходимо спеть и в самой картине. Но из актрис, пришедших на пробы, практически никому не удалось сделать это как надо. Дорониной я сказала: «Ещё можно подумать, подготовиться. Вы подумайте, а завтра придёте и споёте». На что Таня ответила: «А я и сейчас готова». Она отвернулась к окошку, постояла несколько секунд, повернулась обратно и спела. Не совсем так, как это позже будет в картине, но очень-очень близко. А для меня как для режиссёра это было крайне важно, потому что в песне раскрываются характер героини, её наивность, чистота, привязанность, вкус – всё, что невозможно выразить словами. Вот так Доронина и попала на эту роль. А Олег Ефремов – он мой любимый артист. Помню, когда мы только начинали работать над картиной, я подумала: а что можно было бы ему предложить, чтобы заинтересовать? Олег прочёл сценарий и тут же согласился. И каждый раз, начиная свою новую картину, я прежде всего думала о том, что было бы интересно актёрам.
– В одном интервью вы признались, что в фильме «Карнавал» актёрам разрешалось импровизировать. А в «Трёх тополях…»?
– «Карнавал» – моя любимая картина. Но когда снимались «Три тополя на Плющихе», я твёрдо знала, чего хочу от актёров. И никому ни на шаг не давала уйти в сторону. Но импровизации было очень много, ведь прочного сценария-то у меня не было.
– ???
– Да сценария-то как такового не существовало – это был маленький рассказик, который целиком уместился на развороте «Недели». А когда мы предложили Александру Борщаговскому немножко доработать его – он отказался. «Что хотел, то и написал, – бросил тогда сценарист. – И мне больше нечего сказать». Тогда по телефону я ему поведала, что сама всё знаю про героев, поэтому берусь за работу. А я действительно всё знала про Нюру. Например, на репетициях и во время подготовительного периода я всё время представляла Нюру в тех ситуациях, которые некогда происходили в жизни вокруг меня. Как Нюра на это посмотрит? Что она думает по этому поводу? Как бы она себя вела при тех или иных обстоятельствах? И, кстати, эпизод, когда во время дождя шофёр останавливает такси и пытается найти свою любимую песню, а Нюра запевает «Нежность», придумала я. И выбрала её потому, что она мне очень нравилась – в те годы «Нежность», которую исполняла известная певица Майя Кристалинская, была в стране крайне популярной. Но, размышляя над эпизодом, я изначально прикидывала: как Нюра чувствует песню? Нравится ли ей эта песня?..
– Интересно, в чём главный секрет режиссёрского мастерства Татьяны Лиозновой?
– Просто в любви к актёрам. И этого ей было вполне достаточно.
– Какие-нибудь сложности возникали во время съёмок?
– Возникали, но я не хотела бы об этом рассказывать. Главное – что получилось в итоге. Совсем недавно в одном из своих интервью Леонид Парфёнов подчеркнул: «Три тополя на Плющихе» – абсолютный шедевр кинорежиссёра Татьяны Лиозновой».
– Тогда скажите, какую сцену из фильма вам было снимать труднее всего?
– Как раз этот эпизод и не вошёл в картину. Это были кадры, когда Нюра возвращается в поезде домой.
– За сорок лет жизни этой популярной картины у вас наверняка неоднократно рождались мысли что-нибудь изменить в сюжете фильма и, может быть, что-то вырезать или, наоборот, доснять?
– Нет, я не припоминаю таких размышлений. Меня вполне устраивает тот вариант, который мы до сих пор видим на экранах наших телевизоров.
– В последнее время у нас стало модным снимать продолжения известных советских картин – сиквелы с участием тех же актёров. Рязанов, в частности, в прошлом году выпустил «Карнавальную ночь – 2», в настоящее время в Питере активно снимают продолжение «Трёх мушкетёров». Ваше отношение к этому?
– Если художник берётся за это, значит, он должен знать, что делает, чего хочет... Эльдар Рязанов, к примеру, солидный режиссёр и ему можно довериться.
– Получается, зрители смогут скоро увидеть и продолжение «Трёх тополей…»?
– Нет, продолжения не будет!
Беседу вёл