Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Татьяна ропщет

01 января 2007

К ДОСКЕ!

А ученик гадает: шепчет или злится?

В Московском Доме общественных организаций проводились занятия по русскому языку и культуре речи для взрослых. Начались они с небольшого диктанта, с которым, как мне казалось, уж я-то – два диплома, редакторское образование – справлюсь легко. Насажала шесть ошибок. Стыд и позор!.. «Не переживайте, – утешил меня организатор занятий, педагог и художественный руководитель Центра эстетического воспитания «Рождественка» Александр Иванович Ушаков. – Знаете, сколько ошибок у других слушателей? От 50 до 90. Книга и грамотность – вещи неразрывные. Но, увы, практика каждодневного семейного чтения почти исчезла из нашего быта»…

– Как родилась идея создания вашего центра?
– В конце 80-х годов детские клубы стали закрываться, а с экранов телевизоров полился поток текстов с кучей чудовищных ошибок… Возникла необходимость в плотине, удерживающей эту волну. Я тогда преподавал на курсах русского языка и разрабатывал собственную систему обучения детей культуре речи. Моими задумками заинтересовались в управе и выделили помещение в подвале одного из домов на Сретенке. Там мы и открыли на общественных началах наш центр.
Современным подросткам нужно прочесть отрывок десятки раз, чтобы наконец перестать спотыкаться о каждый звук. Они не умеют правильно выразить мысль, донести её до собеседника. Литературу не любят и считают её самым трудным предметом. Вот, к примеру, слова:

Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей.

Целая гамма чувств: и отчаяние, и страх, и нетерпение. А ребята спотыкаются на слове «ропщет». Потому что видят его впервые...
Да они даже в любви не могут объясниться! У многих нарушена связь «слух – речь – восприятие речи». Если срочно не начать заниматься с ними, мы вырастим глухонемое поколение. Куда я только не обращаюсь с предложением организовать школы русского языка для детей! Но курсы английского и даже китайского почему-то предпочтительнее родного.
– Вы так муштруете своих учеников! Стоит ссутулиться – и тут же ваш грозный окрик: «Что вы размякли, как кислая капуста?» Правда, почему-то никто не обижается…
– Более того, нарушителей даже удаляю, как в хоккее, на десять минут в другую комнату. Легко ли там высиживать, кукуя в одиночестве, когда мы тут читаем монолог Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы»?
На самом деле их нужно просто встряхнуть как следует, раскрепостить, иногда и шоковыми методами. Дети просто боятся читать вслух! Они эмоционально зажаты, не понимают, что читают. А в стихах ведь всё на своём месте. Вот в «Евгении Онегине»: «И голосок её звучит нежней свирельного напева». И голос читающего должен дрожать и звенеть, как свирель. А если во сне Татьяна видит, что под сугробом «большой, взъерошенный медведь» – значит, прочитать эту строчку надо так, чтобы слушатели увидели этого медведя. В школе же зубрят, «проходят», глядишь – и прошли мимо смысла и красоты стиха.
– Реалии пушкинского времени так же далеки от жизни современных подростков, как гусиное перо от мобильного телефона. Как удаётся привлечь их внимание к классике? Как вообще ребята попадают к вам в «Рождественку»?
– Ежегодно мы выпускаем по 200 человек. Кого-то приводят родители, а кто-то является сам. В этом году пришёл один мальчик и сказал: меня никто не понимает, ни друзья, ни родители. Открываю рот, и получается каша. Помогите, а то не возьмут ни в институт, ни на работу!
Первые два урока – самые трудные. Мы стараемся, чтобы дети поняли: можно научиться говорить и писать ясно, внятно, не коверкая и не глотая слова. А потом они начинают заниматься дикцией, орфоэпией, делают упражнения на чёткость произношения. Например, считается, что скороговорки нужно проговаривать быстро, заплетающимся языком. А мы на уроках вкладываем в них интонацию, смысл, делаем паузы между словами, учимся чётко произносить звуки. И конечно, читаем наизусть отрывки из произведений классической литературы. Ребята учатся включать воображение, понимать смысл каждой строки. И литература, как бриллиант, вынесенный на свет, начинает сверкать тысячами граней.
Помните, у Есенина – «И хотя я не был на Босфоре – Я тебе придумаю о нём»? Надо так развить свою фантазию, образное мышление, чтобы вообразить то, что никогда не видел. Умение творчески мыслить важно для любой профессии, кем бы ты ни стал – инженером или врачом. Жизнь, конечно, можно прожить и без поэзии, но она будет серой, лишённой «половодья чувств».
– Александр Иванович, вы четверть века отдали Московскому ТЮЗу, учились в ГИТИСе у таких признанных мастеров сцены, как Ольга Пыжова и Борис Бибиков. И даже с Анной Ахматовой встречались…
– Просто видел её два раза, когда она гостила у знакомых. От неё шла такая мощная энергетика! Но я был слишком молод, чтобы удостоиться её внимания. Своими «учителями» я считаю соседок, доживавших свой век в коммунальных квартирах на Пречистенке и в арбатских переулках. Эти пожилые дамы имели блестящее образование – Бестужевские курсы, Смольный институт. Они делали нам замечания, если мы что-то говорили неправильно, – а уж их речь была просто изысканной! – учили «держать спину» и не класть локти на стол. И в памяти оседали эти крупицы культуры. Одна из них, Ксения Владимировна Шмидт, окончившая Сорбонну, занималась с нами, мальчишками, совершенно бесплатно французским.
Я уже давно вынашиваю идею создания клуба любителей русского языка для взрослых. Исчезает знаменитый московский говор, лежащий в основе правильного произношения, размывается под наплывом пришлых акцентов и диалектов. Мы уже не знаем, как говорили его носители – старая московская интеллигенция. Всё дальше отходим от берега русской классической словесности, правильного литературного языка и дрейфуем в море вопиющей безграмотности и косноязычия… А ведь язык – это памятник речевой культуры. И его тоже нужно охранять! 

Людмила МИШИНА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS