Вот и написано Игорем Англером продолжение романа «Слышащий сердце». Однако перед нами не окончание этой увлекательной книги, а только третья часть. Потому что несмотря на намерение автора завершить текст, герои словно отбились от рук и вздумали противоречить воле их создателя, попадая во всё новые передряги. Но чтобы в полной мере ощутить красоту интриги и лихость закрученного сюжета, читателю предстоит обратиться к началу романа.
«Слышащий сердце» создан на стыке жанров: детектива, приключения и мистики. Здесь есть и детективный сюжет, и приключенческая канва, и мистическая струя. В центре повествования – старинный турецкий бебут – «Слышащий сердце» – ритуальное оружие рода Османов, обладающее секретом: каждый, кто берёт его в руки, может услышать, как пульсирует сердце убитого. Практически все герои этого текста живут в непрестанной погоне за ним, и многие погибают на этом пути – как, например, армянская семья Овсепянов: роман начинается с того, что они с двумя детьми бегут из Баку во время резни девяностых, на них нападает банда азербайджанцев и убивает их сыновей, а потом и муж с женой погибают в подстроенной автомобильной катастрофе.
После всех перипетий обладателем старинного кинжала оказывается Муса, тот самый, что совершил расправу над Овсепянами, он же Исмаил Караджи, агент НАТО. По его следу идут сыщики Градов и Ломов, действующие по заказу турецкого атташе по культуре, и специальный агент Берк Демир. Мусе долгое время удаётся ловко уходить от своих преследователей, устраивая по пути множество убийств и взрывов... Надо сказать, описано всё это очень кинематографично и ярко – роман так и просится стать зрелищным фильмом. Идея снять фильм приходит в голову и персонажам книги – дочери криминального авторитета Жанне и её мужу, бизнесмену Евгению, – по роману, написанному Жанной. Они нанимают известного режиссёра, тот приглашает лучших актёров – и начинаются съёмки. И вот тут-то происходит самое интересное: фильм снимается именно обо всей этой истории с бебутом, а она продолжает развиваться параллельно кинематографической версии. В итоге режиссёр, ищущий персонажа-актёра для главной роли – Мусы, – натыкается на него самого в одном из кафе Марселя и приглашает сыграть роль в фильме. Каково же изумление Мусы, когда он, приняв приглашение, узнаёт, что фильм снимается об истории с кинжалом, в которой он главное действующее лицо!
Однако любопытство и погубит этого ловкого агента. Он всё же поплатится жизнью за бебут, прямо во время съёмок злополучного фильма. Лишится драгоценного оружия и Берк Демир, который должен был доставить его в Турцию...
В итоге к концу третьей части читатель остаётся в полном недоумении: куда же подевался «Слышащий сердце»? Кто же окажется его новым обладателем? Сколько ещё это таинственное оружие унесёт человеческих жизней?
Надо отметить, что Игорь Англер пишет очень увлекательно, живым языком, с удивительно оптимистичной энергией, несмотря на трагические эпизоды повествования. Все персонажи написаны зримо, сюжетные ходы, хоть и неожиданны, вполне убедительны, композиционный каркас романа крепкий. Описания точны и выразительны с художественной точки зрения: «По широченному, как футбольное поле, коридору сновали толпы чиновников всех рангов. Они, как река, текли по главному руслу, то распадаясь на рукава, уходя в боковые переходы, то, открыв тяжёлые дореволюционные двери и выскочив с деловым видом обратно в коридор, собирались вновь в полноводное течение». Особое обаяние тексту придаёт природный юмор автора, именно потому многие события видятся через призму комического совершенно иначе, чем если бы автор описывал их всерьёз, приобретая таким образом дополнительное измерение. Но вместе с тем есть в романе, что очень важно, и этическое напряжение: перед героями помимо житейских задач встают и бытийные вопросы, пусть не выраженные напрямую, а скорее подспудные, и это тоже придаёт роману более глубокое, чем предполагает жанр, звучание.
Полина Приданникова