Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе. – М.: Кругъ, 2008. – 412 с.
Одна философиня, доцентша, лет десять назад окончившая философский факультет МГУ, как-то в разговоре обронила, что русской философии не существует. Жаль студентов, которым философиня преподаёт вузовский курс истории философии.
Книга Бориса Тарасова утверждает и доказывает, что именно русская философия, представленная именами Хомякова, Киреевского, Лосева, Булгакова, Ильина, Леонтьева, Флоренского, Бердяева, Эрна, Франка и многих других (нарочно не придерживаюсь хронологии), является тем фундаментом, на котором стоит современная духовность России.
И пресловутого «основного вопроса философии», чтo первично – материя или сознание, – для нас не существует. Первичен Дух – это ясно как божий день. Нас волнует от века проблема «Бог и человек», человек и его место в развивающемся духе, в неостановимо идущей вперёд истории. Автор приводит слова Зеньковского: «Русская философия больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории».
Что есть на свете важнее этого?
Книга состоит из очерков, посвящённых отдельному деятелю, писателю или философу, начиная с Хомякова и Киреевского и заканчивая Ильиным, и текстов героя, которому этот очерк посвящён. Я что-то не припомню серьёзной просветительской книги, построенной по такому «хрестоматийному» принципу. Такая композиция книги работает на заявленную в аннотации цель: «Познакомить читателя с миром русской духовной культуры».
Тарасов воссоздаёт в своей работе напряжённую, занявшую более полутора веков деятельность сильнейших умов России, заложивших фундамент русской духовности. В чём суть этого фундамента? Запад ведь тоже духовен, но по-своему. Высшим пунктом развития западной духовности стал внедрённый в западную обыденную жизнь позитивизм с его жаждой пользы, комфорта и денег. А мы? Тарасов приводит тезис великого Лосева: «Внутреннее строение русского философского мышления предполагает сверхлогическую и сверхсистематическую картину мира и человека».
Из русских писателей глубже всего стал раскапывать «тайну человека» Достоевский, хотя до него ещё Тютчев спрашивал: «Что значит человек? Откуда он, куда идёт?» Достоевский первый сформулировал («выкристаллизовал»): дихотомия развития мира и человека – «с Богом» или «без Бога». Вот вам фундамент великой и самобытной русской философии. Это и камертон при оценке любого общественного явления, при оценке истории.
Но «с Богом» жить трудно: надо соответствовать заповеданной Им этике. Без Бога жить легко: не надо бороться с собой, со Злом...
От «тайны человека», от русского философствования об этой тайне Б. Тарасов переходит к «тайне истории», к вопросу «Куда движется история?».
В альтернативе «с Богом» или «без Бога» западное сообщество выбрало второй путь.
У нас в этом смысле отнюдь не безоблачно. Привитое Петром воззрение на Запад как на безусловно передовое по сравнению с Россией общество живо до сих пор и ещё более укрепилось в наши дни...
Прочтя книгу, читатель получит полное представление о смысле и сути русской философии, литературы и шире – культуры.