Как рассказывает нам автор канала "Популярная наука", глядя на исполинские блоки древних сооружений, невольно задаёшься вопросом о том, как же люди без современных технологий умудрялись перемещать каменных великанов весом в сотни тонн.
В Египте для транспортировки использовали хитроумную систему так называемых мокрых саней. Деревянные полозья скользили по специально увлажнённому песку, что сокращало трение вдвое. Одновременно с этим строители применяли сложные пандусные системы с верёвочными механизмами, работавшими по принципу современных блоков. Каменные же глыбы доставляли по Нилу на специально построенных баржах, используя сезонные разливы реки.
На Ближнем Востоке древние инженеры размещали многотонные блоки, используя рельеф местности. Камни добывались в карьерах на склонах холмов и спускались вниз по специальным насыпям с помощью системы деревянных катков и лебёдок. Для особо тяжёлых грузов использовали примитивные, но эффективные подшипники — круглые каменные шары, по которым скользили платформы с грузом.
В Европе строители Стоунхенджа преодолевали десятки километров, перевозя многотонные менгиры. Часть пути камни преодолевали по рекам на плотах, а на суше использовали сани, смазанные животным жиром. В России при транспортировке знаменитого Гром-камня применяли передвижную платформу на бронзовых шарах — настоящий прорыв для XVIII века.
Особой загадкой остаются технологии инков, которые умудрялись поднимать огромные блоки в горные крепости без знания колеса. Их мастерство в обработке камня и сегодня вызывает восхищение — идеальная подгонка многоугольных блоков достигалась многолетней ручной шлифовкой с использованием песка в качестве абразива.
Кстати, удивительно то, что очень-очень многие из этих методов были просто переоткрыты современными экспериментаторами.
А еще мы рассказали о том, как пушистые кучевые облака превращаются в 4000-тонных тяжеловесов.
Фото: Freepik