Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июня 2018 г.
  4. № 22 (6646) (06.06.2018)
Искусство

Тайны заполярного закулисья

06 июня 2018
Здесь утверждают веру, надежду, любовь

Парадокс: Норильский драматический театр старше самого города


«Дорогие зрители, перед началом просьба НЕ отключать свои мобильные телефоны!» Так эксклюзивно начинается спектакль «С любимыми не расставайтесь» по пьесе А. Володина, новое детище «самого северного театра в мире» – Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского. В этом театре вообще много всего эксклюзивного! При этом (согласно своей основной миссии) театр «призван утверждать надежду, любовь к жизни, веру в лучшее, в силы Человека». Мы попросили раскрыть тайны «заполярного закулисья» директора театра Светлану Гасановну Гергарт (на фото), служащую здесь с 1991 года.

 

13-1-22.jpg– Ваш театр старше города – настоящий парадокс! С чего всё начиналось?

– В этом году Норильск отмечает своё 65-летие. А Норильский театр своё 75-летие отпраздновал ещё в 2016 году, поскольку основан был на рубеже 1941–1942 годов, когда Норильск ещё был посёлком, со всех сторон окружённым колючей проволокой… Его история начиналась трагически: в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. Но это была, пожалуй, самая театральная зона в мире, поскольку почти в каждом лаготделении создавалась своя труппа, да ещё с первоклассными мастерами. В вольнонаёмном театре работали ссыльные – Евдокия Урусова, Виталий Головин, Георгий Жжёнов. Здесь начинали свой творческий путь Иннокентий Смоктуновский, Михаил Годенко.

Примечательно, что первой премьерой Заполярного театра в далёком суровом 1942 году была комедия Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы». Казалось бы, какое «странное сближенье»: война, лагерь, тяжёлый труд, голод, холод, болезни, потери – и солнечная Италия, перипетии вполне благополучной жизни, к которым так тянулись измученные судьбой люди.

– Как часто приезжают к вам театральные коллективы из других городов или кто-нибудь из зарубежных звёзд?

– К нам, конечно, нелегко добираться. Но встречаются упрямые смельчаки, да и мы не ждём милостей от природы. Не так давно, например, затеяли Международный фестиваль искусств северных городов мира «Параллели», стараясь, так сказать, превратить Полярный круг в круг общения. Прошли интереснейшие встречи с коллективами, творческими людьми из приполярных территорий не только России, но и Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии, Швеции, Канады. Норильчане первыми в России познакомились с театром «Вестурпорт» из Исландии (спектакль «Метаморфозы» по Ф. Кафке), с легендой кантри, певцом и композитором Дэйвом Кэрролом из Канады, с норвежской актрисой и режиссёром Сарой Маргарет Оскал, по-своему осмысливающей саамский эпос. Открытием для нас стал квартет из Норвегии Anima Enseble, играющий на хардангерфеле (традиционных норвежских скрипках), а также экспрессивная хореография компании Йо Стромгрена (спектакль «Граница»). А Театр историй из Дании со спектаклем «Беовульф» так полюбился нашим юным зрителям, что теперь уже наш режиссёр поставил русскую сказку об Иване-царевиче и Сером Волке в жанре «сторителлинга». Конечно, искусство сближает «поверх барьеров»! Это мы поняли и благодаря другому проекту: Лаборатории современной драматургии «Полярка», проходящей ежегодно в январе. Мы формируем её программу, подчиняя определённой актуальной теме: «Классика: новый формат», «Русское зарубежье: возвращение на Родину», «Утопия/Антиутопия». У нас появилась и образовательная программа – лекции ведущих российских театроведов, мастер-классы театральных критиков и режиссёров; выставочная и кинопрограммы. А среди зрителей и участников была большая делегация из Литвы, Латвии и Эстонии во главе с чрезвычайным и полномочным послом Эстонии в России Арти Хилпусом, а в Норильлаге хранится память о заключённых из Прибалтики.

– Мы говорили с вами о том, что труппа театра молодая, что актёры в возрасте уезжают, как принято говорить в Норильске, на материк. Значит ли это, что вы ориентированы только на молодёжь? Или для выбора репертуарных спектаклей возраст актёров не имеет значения?

– Норильск – особая территория, обусловленная географическим положением: суровый климат, девять месяцев зимы, полярная ночь, пурги, метели, порой несколько дней приходится ждать лётной погоды, чтобы попасть на материк. И конечно же, в большинстве своём норильчане стремятся, после выхода на пенсию, пожить в тепле, среди зелени. Наши артисты – не исключение. Так, в 2017 году уехали заслуженные артисты России Сергей Игольников и Лариса Потехина и артистка театра Елена Кузьменко – все они служили театру более 30 лет. Но одновременно труппу пополнили «возрастные» артисты, которым оказалось интересным сотрудничество с нашим театром. Это заслуженная артистка России Марина Журило (Омск), артист Сергей Назимов (Курган). Но в целом трупа действительно молодая, и это радует. Значит, у норильского театра есть будущее, ведь их не пугают северные условия проживания, им важна востребованность в работе.

– Как вы лично относитесь к так называемому режиссёрскому театру, в котором личность режиссёра главенствует над авторским замыслом?

– Жизнь театра сложнее и многоцветнее любых теоретических построений: будь то реалистическая концепция театра, модернистская, постмодернистская, а теперь уже и постдраматическая. Я к этим вопросам подхожу не как теоретик, а как практик. Если у режиссёра есть собственный взгляд на интерпретацию литературного первоисточника и он уверен, что в его варианте зрителю будет комфортно существовать, то почему бы и нет? Но возможен и другой вариант. Есть Чехов, Достоевский, Толстой... Много интересных современных драматургов, таких как Дмитрий Данилов, Ярослава Пулинович, недавно ушедшая Елена Гремина….

– Ваша труппа играет и детские, и взрослые спектакли. По каким критериям составляется репертуар?

– Наш творческий коллектив – единственный профессиональный театр на полуострове Таймыр. Театр всегда стремился к тому, чтобы северяне не ощущали оторванности от больших городов и интересных творческих событий, поэтому мы стараемся удовлетворить интерес как взрослой, так и детской аудитории. Считаем очень важным занимать юных зрителей в разнообразных творческих проектах, тем самым развивая их способности и расширяя возможности понимания искусства, его интерпретации. Так, в марте 2017 года театр апробировал творческий проект «Играем в классику». Дети получили уникальную возможность сотрудничества с профессионалами от театра: всего за несколько репетиций был создан интересный эскиз по произведению Чехова «Мальчики», в котором известная история переплетена с фактами из биографии её автора. А первыми зрителями постановки стали одноклассники, учителя и родители. И ещё один проект для молодёжи состоялся в 2017 году: «Театр на ощупь», признанный победителем конкурса благотворительной программы «Норильского никеля» «Мир новых возможностей» в номинации «Полюс будущего». Его цель – знакомство с миром театрального закулисья, многообразием его профессий, сложнейшим процессом постановки и показа спектаклей. Тем самым театр воспитывает своего зрителя

– Вы говорили о том, что по объективным причинам труппе театра тяжело выезжать далеко за пределы Норильска, но тем не менее в театральных фестивалях Норильский театр принимает активное участие...

– Наша фестивальная биография и география в последние годы существенно расширились: мы приняли участие в работе таких известных театральных форумов, как фестиваль театров малых городов России (2016), фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» (2013, 2017), национальный театральный фестиваль и премия «Золотая маска» (2017). Ежегодно мы участвуем в краевом фестивале «Театральная весна». Вот и нынче повезли в Красноярск два спектакля, в которых занята практически вся труппа – сказка для детей по Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» в постановке режиссёра Тимура Файрузова и комедия «Норильские анекдоты», созданная на местном материале драматургом Владимиром Зуевым и режиссёром Анной Бабановой. Назад привезли несколько наград: в номинациях «Лучшая премьера сезона для детей и подростков в драматическом театре» («Рикки-Тикки-Тави»), «Лучшая женская роль второго плана» (заслуженная артистка России Нина Валенская за роль Светланы в спектакле «Норильские анекдоты»), специальный приз жюри «За яркий портрет родного города» («Норильские анекдоты»). Далее в планах – поездка в Новосибирск на межрегиональный фестиваль «Новосибирский транзит». И тоже почти всем творческим составом, поскольку везём многофигурный спектакль «Жди меня… и я вернусь», созданный на основе документальных свидетельств трагической истории Норильлага драматургом Владимиром Зуевым и режиссёром Анной Бабановой.

Беседу вела Мария Залесская

 

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Мария Залесская

писательница, историк, музыковед, биограф, журн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS