Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Тайнымурзавецкогодвора

01 января 2007

РАМПА

Как при чтении старой любимой книжки, возникнет перед зрителем «титульный лист» спектакля, а потом оживут и раздвинутся фигурные ширмы со знакомым названием «Волки и овцы». Собачий лай послышится и распевные звуки гармошки… 

Художественного руководителя театрального центра «Вишнёвый сад» Александра Вилькина, поставившего комедию А. Островского, интересовали не зависящие от времени, места и примет быта мотивы и «механизмы» поведения и психологии людей. В вечной формуле «волки и овцы», где «волк» всегда стремится найти «овцу» для утоления голода, а «овца» изо всех сил старается выбиться в «волки», никому не дано встать в иную позицию. А жизнь знай себе морочит и тех и других, не позволяя вполне насытиться властью, богатством, общественным влиянием и многим другим. 

Художник-сценограф Николай Эпов создаёт ироничное, лукавое и уютное оформление спектакля, смешивая стили, соединяя времена, историческое смыкая с современным. Условный губернский город на сцене переживает поистине «судьбоносный» момент – выборы в местные органы власти. Персонажам приходится основательно укреплять и обновлять тот фундамент, на котором держится их общественное и имущественное положение. Развивается «предвыборная комедия», как определили в театре жанр спектакля. 

В дом благочестивой Меропы Давыдовны Мурзавецкой зрители попадают в тот тревожный час, когда она решает, каким именно жульническим способом заставить молодую и богатую вдову Купавину выйти замуж за своего безнадёжно спившегося племянника Аполлона. В ход идут поддельные письма, подложные векселя – обретает плоть, становится явной скрытая хищническая жизнь, «охота» на окружающих, повседневное занятие Мурзавецкой. Мурзавецкая – абсолютный авторитет в губернии – захвачена идеей спасти свои расстроенные дела за счёт богатства Купавиной. Поставленную цель она осуществляет при помощи Вукола Наумовича Чугунова, организующего бесперебойное производство фальшивых документов, призванных запутать и запугать очередную жертву мошенничества. Такова игра под названием «волки и овцы», главная роль в которой принадлежит Мурзавецкой. 

Неожиданно, как это необходимо в игре, Мурзавецкая в исполнении Ольги Широковой оказывается личностью таинственной. Вокруг образа возникает новый для традиций исполнения этой роли жутковатый ореол недоговорённости, знак того, что скрыто внутри «королевы мурзавецкого уезда». Ею управляет глубинная тёмная стихия, толкающая вперёд к достижению задуманного. Публично демонстрируя строгую религиозность, Меропа Давыдовна окружающих не то чтобы презирает, а, более того, всерьёз не принимает и способна уступить только грубой силе и только в случае крайней для себя опасности. 

Особые снисходительные отношения сообщников связывают Мурзавецкую с Чугуновым. Чугунов (С. Ковалёв) выразительно контрастен Мурзавецкой. Она напряжена и сосредоточена на чём-то скрытом, он расслаблен, вял, неискренне приветлив и притворно уступчив. А уж циничен не менее Меропы Давыдовны. Как фокусник, Чугунов время от времени предъявляет очередную фальшивку, наслаждаясь производимым впечатлением. Оба не испытывают ни страха, ни сомнений в естественности ими совершаемого. В жизни героев спектакля нет места понятиям нравственным. На «вызовы времени», как принято говорить, они реагируют психологическим отказом от нравственных свойств, отброшенных категорически и навсегда. 

Новый «интерес» происходящему придаёт явление в губернском городе Беркутова (П. Архипов), владеющего важной информацией о том, что земли Купавиной резко поднялись в цене. Шантажируя Мурзавецкую её беззаконными махинациями с документами, Беркутов устраивает свои собственные дела, диктуя влиятельной даме условия делового компромисса. В обмен на его молчание Мурзавецкая должна сосватать его с Купавиной и помочь баллотироваться в предводители дворянства. Лирическим чувствам Беркутов отводит роль ничтожную, не слишком скрывая свой преимущественно коммерческий характер отношений с Купавиной. И, когда все желания удовлетворены, приобретает дополнительный смысл сюжетная линия спектакля, связанная с Аполлоном Мурзавецким. 

В исполнении Р. Сафиуллина Мурзавецкий – комичный, никчёмный бездельник – всё же более живой, чем окружающие его трезвые и расчётливые господа. Вздорный, глупый, амбициозный, он так искренне привязан к своему единственному другу, собаке Тамерлану, что безвременная гибель пса, которого среди бела дня вблизи города «волки съели», означает больше, чем грустный факт. Это краска жизни, страшной и убогой, это напоминает обо всех «съеденных» в борьбе за выгодное жизненное пространство, о той драме, которая происходит на фоне любого исторического антуража, не сегодня началась и не завтра, увы, закончится. 

Любопытно, что в текущем театральном сезоне несколько московских театров поставили вновь и по-новому актуальную сейчас комедию А. Островского. Спектакль «Волки и овцы» А. Вилькина точен по мысли, выразительно театрален в постановочном решении, интересен яркими актёрскими работами. 

Елена ЮСИМ

Обсудить в группе Telegram

Елена Юсим

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS