Как при чтении старой любимой книжки, возникнет перед зрителем «титульный лист» спектакля, а потом оживут и раздвинутся фигурные ширмы со знакомым названием «Волки и овцы». Собачий лай послышится и распевные звуки гармошки…
Художественного руководителя театрального центра «Вишнёвый сад» Александра Вилькина, поставившего комедию А. Островского, интересовали не зависящие от времени, места и примет быта мотивы и «механизмы» поведения и психологии людей. В вечной формуле «волки и овцы», где «волк» всегда стремится найти «овцу» для утоления голода, а «овца» изо всех сил старается выбиться в «волки», никому не дано встать в иную позицию. А жизнь знай себе морочит и тех и других, не позволяя вполне насытиться властью, богатством, общественным влиянием и многим другим.
Художник-сценограф Николай Эпов создаёт ироничное, лукавое и уютное оформление спектакля, смешивая стили, соединяя времена, историческое смыкая с современным. Условный губернский город на сцене переживает поистине «судьбоносный» момент – выборы в местные органы власти. Персонажам приходится основательно укреплять и обновлять тот фундамент, на котором держится их общественное и имущественное положение. Развивается «предвыборная комедия», как определили в театре жанр спектакля.
В дом благочестивой Меропы Давыдовны Мурзавецкой зрители попадают в тот тревожный час, когда она решает, каким именно жульническим способом заставить молодую и богатую вдову Купавину выйти замуж за своего безнадёжно спившегося племянника Аполлона. В ход идут поддельные письма, подложные векселя – обретает плоть, становится явной скрытая хищническая жизнь, «охота» на окружающих, повседневное занятие Мурзавецкой. Мурзавецкая – абсолютный авторитет в губернии – захвачена идеей спасти свои расстроенные дела за счёт богатства Купавиной. Поставленную цель она осуществляет при помощи Вукола Наумовича Чугунова, организующего бесперебойное производство фальшивых документов, призванных запутать и запугать очередную жертву мошенничества. Такова игра под названием «волки и овцы», главная роль в которой принадлежит Мурзавецкой.
Неожиданно, как это необходимо в игре, Мурзавецкая в исполнении Ольги Широковой оказывается личностью таинственной. Вокруг образа возникает новый для традиций исполнения этой роли жутковатый ореол недоговорённости, знак того, что скрыто внутри «королевы мурзавецкого уезда». Ею управляет глубинная тёмная стихия, толкающая вперёд к достижению задуманного. Публично демонстрируя строгую религиозность, Меропа Давыдовна окружающих не то чтобы презирает, а, более того, всерьёз не принимает и способна уступить только грубой силе и только в случае крайней для себя опасности.
Особые снисходительные отношения сообщников связывают Мурзавецкую с Чугуновым. Чугунов (С. Ковалёв) выразительно контрастен Мурзавецкой. Она напряжена и сосредоточена на чём-то скрытом, он расслаблен, вял, неискренне приветлив и притворно уступчив. А уж циничен не менее Меропы Давыдовны. Как фокусник, Чугунов время от времени предъявляет очередную фальшивку, наслаждаясь производимым впечатлением. Оба не испытывают ни страха, ни сомнений в естественности ими совершаемого. В жизни героев спектакля нет места понятиям нравственным. На «вызовы времени», как принято говорить, они реагируют психологическим отказом от нравственных свойств, отброшенных категорически и навсегда.
Новый «интерес» происходящему придаёт явление в губернском городе Беркутова (П. Архипов), владеющего важной информацией о том, что земли Купавиной резко поднялись в цене. Шантажируя Мурзавецкую её беззаконными махинациями с документами, Беркутов устраивает свои собственные дела, диктуя влиятельной даме условия делового компромисса. В обмен на его молчание Мурзавецкая должна сосватать его с Купавиной и помочь баллотироваться в предводители дворянства. Лирическим чувствам Беркутов отводит роль ничтожную, не слишком скрывая свой преимущественно коммерческий характер отношений с Купавиной. И, когда все желания удовлетворены, приобретает дополнительный смысл сюжетная линия спектакля, связанная с Аполлоном Мурзавецким.
В исполнении Р. Сафиуллина Мурзавецкий – комичный, никчёмный бездельник – всё же более живой, чем окружающие его трезвые и расчётливые господа. Вздорный, глупый, амбициозный, он так искренне привязан к своему единственному другу, собаке Тамерлану, что безвременная гибель пса, которого среди бела дня вблизи города «волки съели», означает больше, чем грустный факт. Это краска жизни, страшной и убогой, это напоминает обо всех «съеденных» в борьбе за выгодное жизненное пространство, о той драме, которая происходит на фоне любого исторического антуража, не сегодня началась и не завтра, увы, закончится.
Любопытно, что в текущем театральном сезоне несколько московских театров поставили вновь и по-новому актуальную сейчас комедию А. Островского. Спектакль «Волки и овцы» А. Вилькина точен по мысли, выразительно театрален в постановочном решении, интересен яркими актёрскими работами.