Николай Коляда, основатель уральской школы драматургии и театра имени себя, режиссёр и прозаик, экс-главред толстого литературного журнала «Урал», провёл творческий вечер в Доме Ростовых, резиденции Ассоциации союзов писателей и издателей России. Конечно, его выступление не могло не стать захватывающим моноспектаклем.
Начал с любимой темы – тяжкой директорской доли. Частный «Коляда-театр», по его словам, живёт с протянутой рукой... Иногда, впрочем, случаются сладкие рождественские истории. Незнакомая девушка позвонила с просьбой забрать подарок: оставила на кресле цветы и 150 тысяч рублей.
Обсудив пряники, перешли к кнуту. Коляда с удовольствием рассказал о своём диктаторстве: сжигает «бездарные работы своих учеников», терроризирует и строит артистов. Объяснил, почему в его театре нет сплетен, интриг и скандалов: «Мы репетируем по 80 спектаклей в год, по 3–4 спектакля одновременно, им некогда интриговать, они устают. Артист должен выходить на сцену в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, а в субботу и воскресенье и вовсе вдвое больше! Иначе всё разрушится».
Конечно, не могли обойти разговором и новую книгу Николая Коляды – сборник рассказов «Ты не печалься». Название адресовано дню сегодняшнему: «Время такое, что хочется сказать всем: ну не печальтесь, товарищи! Не смотрите этот телевизор, интернет. Посидите, подумайте о детях, о хорошем… Не печальтесь. Всё будет хорошо».
Говорили о многом: о его ненависти к Станиславскому, об обучении в Литинституте, о творческом вдохновении. И даже о будущей эпитафии – «На моей могиле будет написано: «В России была зима, а он жил».
Николай Коляда был ожидаемо блистателен и неожиданно философичен. И уже под занавес сформулировал свою идею успеха – идею, вероятно, центральную и для уральской драматургии, и для его собственных воззрений на жизнь и искусство: «Слово, язык, характер и боль за всех живущих на свете людей – вот так должно быть. Такая формула».
Ольга Гусева