Каким мы хотим видеть современный театр? Безусловно, разным: традиционным и авангардным, масштабным и камерным, серьёзным и развлекательным. Но прежде всего мы воспринимаем театральную сцену как место трансляции культурного опыта многих поколений, зону пересечения творчества прошлого и настоящего.
Мы ждём от театра ощущения новой реальности, созданной средствами искусства – литературно-драматического, художественного, пластического, музыкального. И чем быстрее окружающая нас «культурная» жизнь отдаляется от законов и норм этого искусства, тем сильнее мы испытываем потребность вспомнить о великих духовных путях человечества. Поэтому и спешим приобщиться к традициям живого искусства в противовес «земной» и «виртуальной» реальностям.
Такую возможность приобщения к искусству разных культурных эпох подарил этим летом москвичам музыкальный театр «На Басманной». В помещении камерного театра Б. Покровского (ул. Никольская, д. 17) он провёл в июле свой «ЛЕТНIЙ СЕЗОНЪ». Дореволюционная орфография на афише не случайна: сама атмосфера, в которой проходили эти шесть вечеров, напомнила о том, что традиция проведения летних театральных сезонов в России имеет трёхвековую историю.
Содержанием летних сезонов в основном служили увеселительные мероприятия для публики: музыкальные вечера, детские праздники, а репертуар театров носил зачастую развлекательный характер. Но бывало, что приезжали в город на гастроли интересные творческие коллективы либо какой-то известный приглашённый режиссёр ставил к лету в местном театре спектакль. Тогда летние театральные сезоны становились заметными событиями в культурной жизни страны. Так, одним из наиболее ярких и значительных был сезон 1912 года, вошедший в историю русской культуры в связи с экспериментальными постановками Всеволода Мейерхольда и его Товарищества.
Нынешний летний сезон театра «На Басманной» стал не столько продолжением собственной традиции коллектива, сколько попыткой вернуться в прошлое России, в нашу отечественную историю, причём в атмосфере игры, развлечений и того наивного праздника души, который хочется почувствовать именно летом. В программе – оперетта («Фиалка Монмартра» Кальмана), комические оперы («Пиратский треугольник» Доницетти, «Абу Гассан» Вебера), музыкальная комедия («Ночь наваждений» Доницетти), мюзикл («Леди Акулина» Покидченко по повести Пушкина «Барышня-крестьянка») и спектакль «Безумный drang на Зальцбург» по мотивам зингшпиля Моцарта «Директор театра». Выбор, конечно, не случаен и в первую очередь обусловлен личностью художественного руководителя театра «На Басманной» – заслуженной артистки России Жанны Тертерян. Её творческая фантазия и оптимизм, энергетика молодости и созидания пронизывают все постановки, определяя общую праздничную сценическую атмосферу.
«Только любовь и только праздник мы будем нести своим зрителям», – сказала Жанна Григорьевна выпускникам своего последнего курса в ГИТИСе, решившись на создание театра «Экспромт» в 1990 году. За её спиной была учёба в музыкальном училище им. Гнесиных по классу фортепиано, концертмейстерство и режиссёрское образование в ГИТИСе и долгие годы творческой работы на кафедре музыкальной режиссуры у любимого учителя – народного артиста СССР Бориса Покровского. А в послужном списке – работа на телевидении, постановки концертов, спектаклей, праздничных шоу, съёмки в кино. К оперетте и комической опере во всём её разнообразии Жанна Тертерян пришла по «зрелом размышлении» и подчиняясь зову сердца. Свежая интерпретация и новая жизнь этих музыкальных жанров в театре «На Басманной» – яркое свидетельство её незаурядного режиссёрского и педагогического мастерства.
Восхищает живость и непосредственность происходящего на сцене, когда актёрский коллектив заряжен единой творческой энергией и каждому участнику, независимо от возраста и стажа, предоставлена возможность экспериментировать прямо по ходу действия. Тщательная же работа с весьма неоднородным актёрским составом остаётся за сценой. Помимо мощной режиссёрской опеки обращает на себя внимание и чёткая сценография, и усилия балетмейстеров, и продуманные костюмы. Многие нюансы сценического действия складываются в добротную в профессиональном отношении картину. Хотя это не исключает отдельных погрешностей и в вокальном исполнении (особенно в технически трудных ариях Моцарта), и в игре оркестра (опять же, в партитурах Моцарта), и некоторой, уже драматической, «фальши» актёров-вокалистов. Но всё это с лихвой компенсируется духом сценического азарта и молодости, когда актёры получают удовольствие от спектакля, а зрители – от соучастия в общем празднике театрального представления.
Мы часто хотим невозможного: чтобы было всё «хорошо и сразу». А театр «На Басманной» ещё действительно юн и находится в том прекрасном возрасте, когда всё впереди. Впереди как собственная зрелость, так и собственная сцена, без которой очень трудно осуществить перспективные замыслы и новые постановки. Отрадно, что этот молодой коллектив воспитывается на принципах партнёрского доверия и творческой смелости, в атмосфере бескорыстного служения искусству. Может быть, поэтому у «личного дела» Жанны Тертерян всегда находятся покровители, друзья театра, да и просто поклонники, которые смотрят спектакли на всех сценах, где играет труппа. Но она, конечно же, ждёт того момента, когда наконец станет возможным открыть занавес на сцене своего театра, куда коллектив придёт как в собственный дом. Будем надеяться, что и этого праздника не придётся ждать слишком долго.