Этот год стал для Королёвского муниципального Театра юного зрителя весьма урожайным на празднества. Уже отметили творческими вечерами свои юбилеи актриса Ольга Смирнова, актёр и режиссёр Сергей Пименов. В декабре коллектив поздравит с круглой датой своего художественного руководителя заслуженного работника культуры Московской области Игоря Ермакова, а сегодня исполняется 15 лет самому ТЮЗу. Об истории, развитии театра и его нынешнем положении мы побеседовали с Игорем Ермаковым и главным режиссёром ТЮЗа заслуженным работником культуры России Наталией Ермаковой.
– 24 ноября 1995 года ТЮЗ приобрёл статус муниципального театра. Но ведь его история началась гораздо раньше?
Н.Е.: Сначала он был детской театральной студией, потом – молодёжной. Ребята так горели театром, что посвящали ему гораздо больше времени, чем другим делам. Так возник мобильный, хороший коллектив, ставший народным театром. Это было более тридцати лет назад. К тому времени, когда театр стали переводить в муниципальный, он уже был лауреатом всевозможных фестивалей, в том числе получил премию от ЦК комсомола за спектакль «Клоп».
И.Е.: Коллектив разросся, регулярно работал, и нам нужны были постоянные ставки, чтобы привлечь специалистов. К примеру, у нас был всего один художник, а этого мало репертуарному театру. Мы тогда базировались в детском клубе при Дворце культуры им. М.И. Калинина и финансировались через профсоюзный комитет НПО «Энергия». А в 90-е годы прошлого века предприятия стали сбрасывать с себя не приносящую доход «социалку». Нужно было срочно решать вопрос о нашем дальнейшем существовании. И тут нам очень помогла заведующая отделом культуры городской администрации Любовь Охрименко. Для начала нам дали семнадцать ставок. А в 2000 году благодаря поддержке городского Совета депутатов сделали полноценное штатное расписание, и мы смогли взять в труппу профессиональных актёров и других необходимых специалистов, а также обучить своих ребят. В том же году мы получили здание, в котором сейчас располагается ТЮЗ (г. Королёв, улица Калининградская, дом 12). Раньше оно принадлежало предприятию «ДСК-160», а потом было передано городу. Пять лет здание пустовало, и, когда мы туда въехали, оно представляло собой удручающее зрелище. Мы начинали играть в фойе, так как на сцену нельзя было выйти. Своими силами приводили помещения в порядок. А несколько лет назад администрация города включила нас в наукоградскую программу, и к юбилею в здании сделали капитальный ремонт.
– Сколько сейчас человек в труппе театра? Как формировался коллектив?
И.Е.: В настоящий момент у нас двадцать один актёр в основном составе и пять – во вспомогательном.
Н.Е.: Часть труппы сформировалась ещё в нашу бытность народным театром. Это Сергей Пименов, который вместе с нами создавал театр, Виктория Старостина, Ольга Смирнова, Галина Алексеева, позже пришёл Андрей Кухнов, который начинал работать в подобном подмосковном студийном театре. Отмечу, что почти все актёры сначала окончили нашу театральную студию. А со своими выпускниками легче работать. Они тебя лучше понимают, привыкли к твоим требованиям и эстетике. Многие из студийцев связали свою жизнь с театром, кто-то вернулся после получения профессионального образования к нам. Это Александр Дорощенков, Константин Артельщиков, Светлана и Максим Мухоян, Ярослав Ермаков, Алексей Хорьков и Марина Никифорова.
И.Е.: К сожалению, когда театр стал работать активнее, с некоторыми актёрами-любителями пришлось расстаться, так как они не могли быть плотно задействованы в репертуаре. И мы стали проводить набор молодых профессиональных актёров. Первой к нам пришла Екатерина Калинина (Орлова), окончившая ярославский вуз. Екатерина легко вошла в коллектив и даже стала преподавать детям. Затем пришли Сергей Меньшов, много лет проработавший в театрах Приморского края и Владивостока, Михаил Юрченко и Екатерина Филимонова из Перми. С ними было сложнее работать, потому что у них уже сложилось своё восприятие театра и рабочего процесса в нём. Но в чём-то это даже помогает, стимулирует наш коллектив быть более активным, конкурентоспособным. Из молодых актёров сейчас работают очень способные Татьяна Аксёнова, Роман Лебедев и Ольга Гусева. У нас полноценная труппа, мы много играем для детей-инвалидов, многодетных семей, ребят из детских домов.
– Вы сохранили при театре детскую театральную студию…
Н.Е.: Да, у нас сейчас в ней занимаются две группы: младшая (8 – 9 лет) – тридцать два человека, и старшая (14 – 16 лет) – тридцать человек. Преподают им актёрское мастерство Ольга Смирнова и Григорий Ершов, наш бывший студиец, вернувшийся в театр после окончания театрального вуза, сценическую речь – Марина Суркова, акробатику – Наталья Волкова и хореографию – Анна Карпухина. В студии немало перспективных ребят, которых, когда они переходят в старшую группу, мы задействуем в спектаклях в ролях вспомогательного состава. К примеру, сейчас у нас играют старшеклассники Екатерина Кириллова, Егор Дорохов и Екатерина Ларина. Также студийцы помогают организовывать анимационные программы для детей перед началом спектакля и в антракте.
– А почему вы решили ставить ещё и взрослые спектакли?
Н.Е.: Допустим, ребёнок приходит к нам впервые в три года. Он продолжает ходить в пять, восемь, десять лет. А в двенадцать ему уже неинтересны сказки, он готов воспринять взрослые пьесы, такие, например, как наш премьерный спектакль «Были и небылицы» по А.П. Чехову. Поэтому, чтобы не потерять своих выросших зрителей, мы ставим взрослые спектакли, на которые с удовольствием ходят и их родители.
– Что важно для хорошей постановки детского спектакля?
Н.Е.: Конечно, он должен быть красочным. Пьеса на двух стульях для ребёнка неинтересна. Девочки, рассаживаясь в зале, в ожидании представления обсуждают, какое у Золушки будет платье на балу. Ещё детский спектакль не должен иметь двойное, тройное дно. Это лет в четырнадцать зрителя начинают интересовать вечные вопросы и влияние подсознания на действия героев, а малышам нужно понятное представление. Но самое главное, чтобы актёры верили в то, что они делают, были искренними. Дети к этому очень требовательны.
Беседу вела