Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 мая 2025 г.
Культура

Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

16 мая 2025
Опера Симоне

Александр Геннадьев

Вся жизнь Анатолия Слюсаренко – это поиски своего театра, театра живого и непременно красивого, где виртуозно могут сопрягаться ранимость с риском, внутренняя сила с уязвимостью, дерзость с кротостью, а высокая трагедия с обыденным словом. Таким помнится «Торикос» – театр, который Анатолий Михайлович создал в Геленджике с нуля.

Это было в 1989 году, когда небольшая труппа, разместившаяся в подвальчике, дала свой первый спектакль. Сезон открылся сразу четырьмя названиями, среди которых были «Медея» по пьесе Л. Разумовской и «Источник святых» Джона Синга. Тогда театр существовал на правах эксперимента – так администрация города себя подстраховала, но, к счастью, эксперимент признали удачным, и «Торикос» сделался муниципальной единицей, кстати, первой в России. Слюсаренко опроверг еще одно бытующее мнение, что приморские города и подлинный театр – две вещи несовместные. Нет, такие коллективы существуют в том же Туапсе, Новороссийске, Кабардинке, но их руководители больше выдают желаемое за действительное, а на самом деле это довольно-таки провинциально-уездное зрелище… На примере «Торикоса» все увидели обратное: и в курортных поселениях возможен «высокий художественный штиль». Сам Анатолий Слюсаренко оканчивал Новосибирское театральное училище, потом творческая судьба помотала его по стране, пока не вернулся к себе на малую родину. Родина вдохновляла, была и поддержка властей, обзавелись своей площадкой, и вскоре появился спектакль, не просто прославивший коллектив, а ставший эталонным.

Андрей Слюсаренко

«Любовь дона Перлимплина» Гарсиа Лорки в постановке самого Слюсаренко, исполнителя главной роли, вызвала шквал хвалебных отзывов как публики, так и профессионального сообщества, критики. «Перлимплин» основательно поездил по миру, по фестивалям, где непременно брал главные награды, и везде, даже в Испании, был принят более чем благосклонно. В чем же секрет Лорки из Геленджика? Прежде всего в пойманном нерве, небывалой пронзительности; с одной стороны, в благоухающей лучезарности, с другой – в трагедии, стихии освобождения. Живописные костюмы, манящие всполохи материй, изящная световая и цветовая партитура и присущая режиссерской манере элегантность.

Слюсаренко сам элегантен, даже сейчас в свои 73 года. В нем виден особый темперамент и та редкая, именно мужская, манерность, которая отличала, к примеру, Александра Вертинского.

Единственный наследник

Его Лорка красив, страстен, лиричен, раним и опоэтизирован. В его Лорке есть этюдная, эскизная свежесть. Перед нами поэтический театр, театр поэта. А поэтов, увы, как правило, убивали. Так убили и «Торикос», прекративший свое существование в 2000 году, притом чиновники его не закрыли, это было бы топорно, – театр соединили с городским Домом культуры, таким способом образовав театрально-зрелищный центр, а сей центр, как и полагалось, скоропостижно оказался несостоятельным, и его вмиг ликвидировали. Вот такая комбинация.

Тот «Торикос» перерос в легенду, но прошло почти 20 лет, и Анатолий Слюсаренко вместе с сыном Андреем решили вернуться к идее создания театра, правда, понимая, что время сейчас иное, выросло новое поколение, и зритель стал совершенно другим.

«Мы решили не менять название, осознавая, что кто помнит тот театр, обязательно будет сравнивать с ним и выстраивать параллели, – рассказывает Анатолий Михайлович, – и, опять же, пришлось начинать практически с нуля, если, конечно, не брать в расчет прошлый опыт – как радостный, так и грустный. Благо, мэр города Алексей Богодистов поддержал идею возрождения театра и пошел навстречу как в прямом, так и в переносном смысле слова. Да и в Геленджике, как выяснилось, немало людей, по разным причинам оказавшихся на Юге, среди них есть актеры, и очень хорошие актеры. Но мы с сыном начали с фестиваля уличных театров, который провели успешно два раза, в 2021 и 2022 годах. Так из праздничной истории постепенно родились спектакли „Единственный наследник“ Ж. Ф. Реньяра, „Человек, Зверь, Добродетель“ Л. Пиранделло и одноактная опера-драма „Симоне“ М. Федорова по пьесе О. Уайльда „Флорентийская трагедия“. И по факту образовалась частная труппа. Однако с помещением до сих пор имеются проблемы, хотя сегодня „Греческий культурный центр“ в Геленджике по доброте душевной позволил нам поселиться у них, но что будет дальше, одному всевышнему известно».

Анатолий Слюсаренко

Удивительно, что́ приходится опять претерпевать человеку, не только доказавшему свою творческую состоятельность, но и прославившему город в театральном мире.

Даже сегодня – при бедственном положении – в репертуаре, кроме комедий Реньяра, Пиранделло и «Госпожи министерши» Бранислава Нушича, извините, три разных комедийных стиля, существует и оперная постановка. В июне планируется премьера еще одной оперы – «Эх, Пушкин!» по «Монументу» Леонида Андреева, – написанной специально по заказу. А сейчас репетируется спектакль «Дети Эдипа» по текстам Еврипида, Софокла и Жана Ануя.

Как-то давно в одном из интервью художественный руководитель и главный режиссер театра «Торикос» сравнил ситуацию, в которой пребывает коллектив, с «ничейным островом» – был такой прецедент между Англией и Францией, не сумевшими поделить кусок суши… Что ж, эпитет остроумный, а скорее иронично-горький, но ведь театр делается прежде всего для людей, и если это остров, то он должен стать той землей, где ты находишь, может, даже спасение для своей души.

 Конечно, перерыв в 20 лет, этакий затянувшийся «мертвый сезон», – время для очень серьезного переосмысления, и каким «Торикос» будет сегодня, уже понятно, ведь такие имена, как Еврипид, Софокл, Леонид Андреев, говорят прежде всего о планке театра, о заявке на разговор серьезный, умный и самоироничный.

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS