Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Театр в одной песне

01 января 2007

РАМПА

Однажды мне довелось услышать талантливую исполнительницу русского романса, солистку Москонцерта Светлану Твердову. И тогда я захотела познакомить с нею наших читателей.

– Светлана, где вы учились петь и что ещё, кроме романсов, исполняете? 

– Я окончила Нижегородскую консерваторию по специальности «оперная и концертная певица». Репертуар широкий: оперные арии, отрывки из оперетт, романсы, советская песенная классика, есть тематические программы. 

– Как складывается судьба вокалистов – выпускников музыкальных вузов? 

– Очень важно найти «своего» педагога, который раскроет индивидуальную окраску голоса. Мне повезло, моими педагогами были В.И. Муковников, В.И. Васильев и другие замечательные, талантливые учителя. Не все выпускники становятся певцами ещё и потому, что трудно найти работу по специальности. 

По окончании консерватории меня пригласили несколько театров, в том числе и Нижегородский оперный, но я выбрала Геликон-оперу. Там я пела партии Лизы («Пиковая дама»), Мерседес («Кармен») и другие. Но с рождением ребёнка я на время оставила сцену. А когда снова стала искать работу, столкнулась с большими проблемами. Я была на множестве прослушиваний, и у меня сложилось впечатление, что нас слушают, но не слышат. 

– А в Москонцерте услышали? 

– В чём-то да, в меру возможностей. Я благодарна нашим руководителям А.Г. Беленькому и Л.В. Полосину. 

– Вы удовлетворены вашим нынешним профессиональным статусом? 

– Старинные романсы Чайковского, Рахманинова, Глинки заметно востребованы в последнее время. 

Для меня романс – это маленький театр в одной песне. Каждое исполнение – как появление на свет ребёнка. Многое зависит от смысловой интонации, передаваемой голосом… 

Сейчас, к сожалению, этот пласт культуры практически не представлен на радио, телевидении и в концертных программах. На канале «Культура» есть передача Любови Казарновской «Романтика романса»… и всё. Выросло целое поколение людей, которое не знает о существовании жанра романса. 

Складывается двусмысленная ситуация: с одной стороны, люди со слезами на глазах слушают романсы, советские песни, даже оперные арии, но далеко не все из них могут заплатить за билет; а с другой – по графику Москонцерта мы регулярно выступаем в библиотеках, в школах (это ещё не самый тяжёлый случай), а однажды я давала концерт в психоневрологическом стационаре… 

Хотелось бы выступать в хороших, больших залах… Но здесь всё упирается в затраты на рекламу, на аренду зала. И мы не можем заниматься рекламой, и наши потенциальные слушатели не могут платить большие деньги за билеты. 

– А как изменить ситуацию? 

– Хочется, чтобы власть всерьёз задумалась о нашем музыкальном наследии. Ведь исполнители классического репертуара остались за бортом попсового шоу-корабля. Наверное, на государственном уровне нужно продумать вопрос о классификации артистов в связи с предоставлением им соответствующих залов. Раньше в филармониях были аттестации, на которых прослушивали программы и давали разрешение выступать в хорошем зале.
Или: правительство Москвы владеет телеканалом ТВЦ – можно было бы рассмотреть возможность выделения эфирного времени исполнителям классического репертуара. Чаще приглашать нас для участия в сборных концертах, финансируемых городом. В подарочные наборы от имени города к различным праздникам можно класть не только махровые полотенца, но и диски, кассеты с записями романсов и других классических произведений.
Нужно заинтересованное участие государства, частным энтузиазмом культуру не вылечишь. 

Беседу вела Ольга МОТОРИНА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS