В Серпуховском музыкально-драматическом театре начала работать студия для подростков
В сверкающем фойе театра полно долговязых девчонок и мальчишек от 11 до 17 лет. Кто-то наспех повторяет басню, кто-то хранит горделивое спокойствие. На отборочном этапе всё было по-взрослому, как в настоящем театральном вузе: два тура, на первом чтение стихотворения, басни, отрывка из прозы, на втором – пластический этюд. Приёмная комиссия – вся театральная труппа. Почти для всех и с той, и с другой стороны – всё впервые. Вот в фойе с экзамена выбегает девчонка и закрывает лицо руками: «Они надо мной смеялись!» – «Это же хорошо. Значит, ты интересно рассказывала», – уверяют её старшие.
А потом было томительное ожидание: кого отсеют? И был восторг, и объятия, и радостные восклицания тех, кого приняли в театральную семью. И начались занятия.
Художественный руководитель театра Павел Цепенюк долго взвешивал все «за» и «против», прежде чем объявить набор юных актёров. Хотя, как сам признаётся, в душе он давно мечтал о подобной студии. За плечами у него уже есть опыт создания Южно-Сахалинского театрального колледжа и преподавания в нём. Но дети – это совсем другое дело, убеждён худрук.
– Когда речь идёт о работе с детьми, мало быть обязательным и серьёзным, необходимо быть ещё и очень компетентным. Если ты ошибся со студентом или взрослым – это одно дело, а если не разгадал ребёнка, не так начал его воспитывать и вести, то этим можно исковеркать ему жизнь. Есть талантливые, ни на кого не похожие дети, но с ними нужно работать осторожно, чтобы не навредить их естественности и органичности. Чтобы к тому времени, когда захотят поступить в театральный вуз, они не были бы безнадёжно испорчены неразумной и неправильной педагогикой. В этом вопросе я чрезвычайно щепетилен.
Павел Цепенюк признаётся, что, когда речь заходит об уже существующих в Серпухове детских театральных самодеятельных коллективах, ему становится больно. Возможно, и это сыграло определённую роль в том, что в конце концов он сдался.
– У нас в театре уже второй сезон служат актёры, имеющие опыт студийной педагогической работы. Они-то меня и убедили решиться на открытие студии, – говорит худрук.
Рамиль Азимов родом из Баку, в Серпухов попал, когда здесь проходила Первая международная театральная школа. В родном Баку он успел выпустить два курса студийцев. Сейчас преподаёт юным актёрам сценическое искусство. Специальные упражнения сменяют маленькие сценки – этюды. Многое будет зависеть от того, как группы справятся с азами, тогда можно будет вводить более сложные этапы творческой программы. Потом Рамиль мечтает научить детей фехтованию.
– Но прежде всего актёр должен быть думающим, – говорит он.
Алексей Дудко – из Кишинёва, работал в Русском драмтеатре, преподавал в молодёжной студии, которую окончил сам.
– Я учился в театральной студии имени Елены Рерих и сейчас во многом остаюсь там душой. Неизвестно, кем бы я стал, если бы в шестом классе отец не отвёл меня в театральную студию, – вспоминает он.
Алексей – преподаватель сценической речи в серпуховской студии. Он хочет научить детей говорить на языке русской классики. А пока юные актёры зубрят скороговорки и стараются правильно дышать во время чтения стихов.
Но главное, они уже на сцене – перед старинным залом с бархатными креслами и лепниной на потолке, и, как обещает Павел Цепенюк, им предстоит пройти «через весь этот дом, который называется театр» и соприкоснуться с «профессиональной семьёй». В театре не ставят целью заполнить молодыми актёрами мизансцену и не считают, что обязательным результатом должно быть стопроцентное поступление в театральные вузы. Возможно, кто-то из студийцев станет режиссёром, кто-то сценаристом или критиком, а кто-то просто замечательным зрителем. Оттого и студию назвали «Для сцены и для жизни». Тем не менее итогом первого курса должен стать спектакль. А 27 марта, в День театра, ребятам предстоит пройти торжественное «посвящение в студийцы».