В Серпухове впервые прошёл международный театральный фестиваль. Выступая на его открытии, народная артистка России Ирина Алфёрова отметила особое значение этого события в то время, когда основные мировые новости посвящены военным действиям.
Начался фестиваль спектаклем «Карманный театр» Серпуховского музыкально-драматического театра. Первое действие перенесло зрителей в Париж середины XX века, туда, где, стряхивая тонкими пальцами пепел с сигары, писал об «ужасных детях» и кромсал меткими строчками пороки Жан Кокто… В этом спектакле когда-то играла и Ирина Алфёрова с Александром Абдуловым и Александром Збруевым. Теперь, благодаря великолепной хореографии балетмейстера Елены Порошиной, спектакль обрёл стиль кабаре, который по достоинству оценили и профессионалы, и зрители.
Второе действие вернуло зрителей в мир современного театрального капустника. Во время представления «Вся правда о царевне-лягушке» актёры танцевали, пели, выходили в зал и даже спускались на канатах с балкона, а приехавшие накануне их зарубежные коллеги быстро вписали в сказку свои оригинальные номера.
Инициатор фестиваля – художественный руководитель Серпуховского музыкально-драматического театра Павел Цепенюк на своё новое детище смотрит с оптимизмом:
– Я уверен, что этот фестиваль будет развиваться. Мы делаем всё, чтобы Серпухов стал театральным центром.
На своём веку серпуховский городской театр пережил времена и расцвета, и упадка. Возник он в конце XIX века благодаря энтузиазму бывшего тенора Большого театра А. Говорова. Годы перестройки не пощадили здание театра – в начале текущего века по инициативе главы города Павла Жданова здание вместе с его уникальным интерьером пришлось восстанавливать почти что из руин.
– У Серпухова есть своя театральная история, но прежние театры были любительскими, – говорит Павел Цепенюк. – В этом году мы открываем только четвёртый сезон, и горожане пока привыкают к роли «страстных театралов».
По словам Павла Цепенюка, идея создания серпуховского фестиваля родилась в тот период, когда Международная летняя театральная школа, существовавшая в Серпухове, переехала в Звенигород. На смену ей решили создать что-то новое. Так и возник фестиваль самостоятельных внеплановых работ молодых актёров и режиссёров.
Этот эксперимент Павел Аркадьевич рискованным не считает.
– Часто студенческие работы оказываются интереснее поставленных мастерами. У талантливого человека всегда есть свой внутренний потенциал, и важно дать ему раскрыться, – говорит он.
Кстати, многие участники прошлогодней Летней школы – представители 13 бывших союзных республик – хотели приехать и в этом году. Но фестиваль приурочили к проведению Дня города Серпухова, а сентябрь для театралов – горячее время открытия сезонов.
Тем не менее фестиваль приготовил для зрителей много открытий.
– В этот раз к нам приехали три театра из ближнего зарубежья, – рассказывает Павел Цепенюк. – Из прежних участников Летней школы – Молодёжный театр Узбекистана со спектаклями «Озорник» по Гафуру Гуляму и «Дар возлюбленной принцессе» по мотивам восточных сказок. Наш гость из Баку – Русский академический театр. Его режиссёр Елена Щетинкина прошлым летом привозила к нам первую свою работу «Мюнхгаузен», её новая работа – моноспектакль «О чём я?». Это вариации на тему чеховской «Чайки», где она участвует и как актриса. Из Одессы приехал Академический украинский музыкально-драматический театр со спектаклем-пантомимой по пьесе Беккета «Действие без слов» с Яковом Кучеревским в главной роли. Интересный проект представила творческая группа из Москвы – четыре бывших сокурсника театрального вуза. Все они сегодня работают в разных столичных театрах, но собрались вместе и поставили пьесу по рассказу Виктора Пелевина «Хрустальный мир». Кстати, когда-то именно так родился «Современник». И это не единственный сюрприз фестиваля. Слава мытищинского театра кукол «Огниво» давно вышла за пределы его родного города. На нынешнем фестивале театр показал гоголевского «Ревизора». Спектакль «А чой-то ты во фраке?» Иосифа Райхельгауза зрителям знаком давно: он идёт на сцене уже лет пятнадцать, а в его первом составе играли Л. Полищук, А. Филозов и А. Петренко.
Как и положено, постановка мэтра, профессора ГИТИСа, народного артиста России Иосифа Райхельгауза завершила театральный фестиваль. Затем в течение нескольких дней художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» провёл мастер-классы для молодых участников фестиваля.