Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 ноября 2017 г.
  4. № 47 (6622) (29.11.2017)
Искусство

„Тебя мне больше не видать“

29 ноября 2017
На Енисее

Дмитрий Хворостовский родом из Сибири и детства


Эти пророческие слова из русской песни «Прощай, радость» народный артист России Дмитрий Хворостовский спел а капелла на одном из последних концертов в своём отечестве.


Спел так проникновенно, что люди в зале не могли сдержать слёз. А сейчас весь мир, потрясённый трагически ранним уходом из жизни любимейшего певца, оплакивает вместе с его родными эту невосполнимую утрату. Фрагменты из материалов разного времени, возможно, чуть приоткроют уникальную личность певца тем, кому он бесконечно дорог.

– В детстве он был изумительным мальчиком – хорошеньким, нежным и невероятным чистюлей. Сердце порой замирало, когда я на него смотрела, – признаётся мама Дмитрия Людмила Хворостовская. – Вдруг однажды в первом классе приходит домой чумазый, с одежды грязь течёт, и говорит, что его побили.

– Как это ты позволил, чтобы тебя били? – спросил отец.

– А что надо было делать?

– Давать сдачи.

– А как давать сдачи?

Отец показал, хотя сам в жизни никогда не дрался. А тут ещё мама подлила масла в огонь, сказав, что самое противное, когда жалуются и на кого-то доносят.

– Дима плачет, – рассказывает Людмила Петровна, – а отец говорит: «И не плачь здесь. Ты мужик или кто?». Потом он уже умытый сидит на стуле и весь содрогается.

– Ты чего? – спрашиваю.

– Я борюсь.

– С кем ты борешься?

– С собой, чтобы не плакать…

17-2-47.jpg
Дмитрий Хворостовский в детстве

В школе его вечно наказывали за драки. Он сносил всё молча, не жалуясь, и лишь спустя годы проговорился маме обо всём, что было. А было то, что обычно происходит в детских коллективах: кто-то действует исподтишка, дёргает, обзывает. Дима этого не умел. Он вставал в полный рост на уроке и начинал колошматить обидчика. Ему учителя кричат: «Хворостовский! Ты что дерёшься!» А он отвечал, как его научили дома: «Я не дерусь, я сдачи даю».

– А Дима хоть иногда бывает таким, как в детстве, когда у вас замирало сердце? – спросила я как-то Людмилу Петровну.

– Очень редко, когда мы остаёмся втроём, вдруг промелькнёт в нём какое-то щенячье выражение, и я вижу прежнего Диму. На короткий миг. А потом он снова превращается в того, кем стал сегодня...

Многие, кто знает отца и сына Хворостовских, утверждают, что Дмитрий сумел полностью реализовать себя, а вот Александр Степанович, обладая изумительным баритоном, так до конца не раскрылся, хотя по масштабу таланта был обречён на мировую славу. «Значит, в моём характере не было бойца»,– заметит он как-то в разговоре. Дмитрий же всегда понимал уровень таланта отца и его роль в своей жизни, о чём сказал в одном из интервью: «Всем, что умею в вокале, я обязан отцу».

–Дмитрий, каким должно быть детство, чтобы выживать на сцене?

– Наверное, не беззаботным. Хотя у меня были бабушка и родители, которые баловали меня. И учился я плохо, и хулиганил, и дрался, и зубы выбитые были. Жизнь была бурная. Но, может быть, именно это и помогает мне сейчас.

– Вы умеете прощать?

– Всё приходится прощать в жизни, если человек тебе дорог. Как наверняка некоторые люди прощают и меня, если я что-то сотворил не то.

– Что вы цените в партнёрах?


17-3-47.jpg
С любимыми родителями

– Прежде всего честность. Честный человек тебя не подведёт, не предаст, не подставит. Ведь на сцене можно сделать всё, что угодно: убить морально, уничтожить, и уже не выживешь и больше не родишься заново.

– А в друзьях, близких, в окружающих людях?

– Я ценю их просто потому, что они есть. Иногда даже за недостатки ценю. Вот есть такой человек – и всё.

– А что бы вы пожелали молодым людям, которые вступают в жизнь?

– Беззаветно любить то, чем занимаешься, и верить в себя, не обращая внимания на тычки, пинки. От многого уметь отказываться ради достижения цели. И быть скромным человеком, не кричать о себе на каждом углу.

– Достигли вы того, о чём мечтали?

– Нет. И вряд ли когда-нибудь достигну. Я недоволен собой. Иногда это недовольство переходит в отчаяние. Но этим я как раз и счастлив, потому что именно эта неуспокоенность движет мной в творчестве.

– Вы живёте и работаете за рубежом. А что для вас значит Россия?

– Со временем я всё больше ощущаю себя русским. Для меня быть русским, принадлежать моей стране – самое важное в жизни. Никогда не будет моей родиной ни Англия, ни США, никакая другая страна. Только Россия.

Тэги: Память Утрата Опера Дмитрий Хворостовский
Обсудить в группе Telegram

Наталья Савватеева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Созидающий

    23.04.2025
  • Утрата

    23.04.2025
  • Способ чувствовать мир

    23.04.2025
  • Прерванный полёт стрекозы

    23.04.2025
  • Утрата

    16.04.2025
  • Под знамена высокого искусства!

    715 голосов
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS